Новое в законодательстве для бюджетных учреждений

вторник, 14 июля 2009 г.

Новое в законодательстве для бюджетных учреждений - 'БиНО: Бюджетные учреждения' N7/2009



ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ДОМ "БиНО"

Рассылка "Новое в законодательстве для бюджетных учреждений"

Перейти на сайт Издательского дома "БиНО"

Обращаем Ваше внимание на то, что Издательский дом "БиНО" открыл новую рассылку "Автономные учреждения: финансово-хозяйственная деятельность"


Здравствуйте, уважаемые читатели!

В этом выпуске представлены обзоры новых документов, актуальных для бюджетных учреждений.

Содержание выпуска соответствует разделу "Новое в законодательстве" журнала "БиНО: Бюджетные учреждения" N 7/2009 и обзорам из "БиНО: Сборник документов с комментариями для бюджетных учреждений" за июль 2009 г.

Смотрите в конце выпуска:
– Анонс содержания журнала "БиНО: Бюджетные учреждения" N 7/2009;
– Информацию о подписке на наши издания.

Бюджетная классификация

Внесены изменения в Указания о порядке применения бюджетной классификации РФ

Безналичные расчеты

Возврат дебиторской задолженности прошлых лет по приносящей доход деятельности отражается на лицевом счете как текущее поступление

Разъяснен порядок исполнения постановлений о наложении административных штрафов бюджетными учреждениями

При перечислении в бюджет сумм арендной платы в заявке на кассовый расход заполняются все разделы

Содержание операции в документе-основании должно соответствовать назначению платежа в заявке на кассовый расход

Государственное задание

Утверждена новая форма государственного задания

Государственный и муниципальный заказ

В некоторых случаях Правительство РФ может определять единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) по госконтракту

В некоторых случаях исключительные права на результаты НИОКР по госконтракту должны быть закреплены за РФ

Внесены изменения в условия допуска товаров, происходящих из иностранных государств, при размещении госзаказов

Документооборот

Изменены формы учета архивных документов

Здравоохранение

Утверждены формы по учету расходов на диспансеризацию детей-сирот, находящихся в стационарных учреждениях

Исполнение бюджета

Главные распорядители вправе включить в смету БУ расходы, связанные с выплатой зарплаты с помощью банковских карт

Лицензирование

Росздравнадзор разъяснил вопросы лицензирования фармацевтической деятельности

Налогообложение

Компенсация части родительской платы за содержание детей в детских садах больше не облагается НДФЛ

Определен перечень импортного оборудования, ввоз которого в РФ не облагается НДС

Отгрузив товары, поставщик может принять к вычету НДС по полученной предоплате на основании своего счета-фактуры

Разъяснены правила восстановления амортизационной премии при реализации основного средства

Право на вычет сумм НДС, предъявленных при приобретении товаров, сохраняется три года

Компенсация расходов на проезд по территории РФ к месту проведения отпуска лицам, работающим на Крайнем Севере, не облагается НДФЛ

Суммы излишне уплаченного ЕСН можно зачесть в счет предстоящих платежей по НДС

Разъяснены некоторые вопросы, связанные с применением правил амортизации

Лизингополучатель не может применять амортизационную премию, даже если предмет лизинга числится у него на балансе

Нормативы

Определены нормативы затрат на диспансеризацию детей-сирот

Отчетность

Изменена форма 4-ФСС РФ

Проверки

Утверждены типовые формы, применяемые при проверках юридических лиц

Расчеты с бюджетом

Органы власти субъектов РФ могут устанавливать порядок признания безнадежных к взысканию долгов по региональным налогам

Социальная поддержка

Увеличены размеры социальных выплат

Определена сумма для оплаты в 2009–2011 гг. за счет средств ФСС РФ стоимости путевок в детские санатории

Разное

Сведения об открытии счета и создании обособленного подразделения подаются по новым формам

Бюджетная классификация

Внесены изменения в Указания о порядке применения бюджетной классификации РФ

Министерство финансов Российской Федерации, приказ от 12 мая 2009 г. N 44н "О внесении изменений в Указания о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утвержденные Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 25 декабря 2008 г. N 145н"

Внесен ряд изменений в Указания о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утвержденные приказом Минфина России от 25 декабря 2008 г. N 145н. Изменения затронули:

– раздел II "Классификация доходов бюджетов". В раздел добавлены коды бюджетных кредитов, предоставляемых бюджетам субъектов РФ;

– раздел III "Классификация расходов бюджетов". В частности, уточнены виды расходов на обеспечение деятельности учреждений здравоохранения. А также добавлены целевые статьи, связанные с государственной поддержкой рынка труда, социальным обеспечением населения и другими мерами социальной политики;

– раздел IV "Классификация источников финансирования дефицитов бюджетов";

Кроме того, изменены следующие приложения к Указаниям:

– приложение 1 "Классификация доходов бюджетов";

– приложение 3 "Классификация источников финансирования дефицитов бюджетов";

– приложение 5 "Перечень прямых получателей средств из федерального бюджета";

– приложение 6 "Главные администраторы доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации";

– приложение 7 "Перечень главных администраторов источников финансирования дефицита федерального бюджета".

Безналичные расчеты

Возврат дебиторской задолженности прошлых лет по приносящей доход деятельности отражается на лицевом счете как текущее поступление

Министерство финансов Российской Федерации, письмо от 5 февраля 2009 г. N 02-03-09/336 "О возврате дебиторской задолженности прошлых лет"

Минфин России разъяснил, как отразить возврат дебиторской задолженности прошлых лет, возникшей у получателей средств федерального бюджета при осуществлении приносящей доход деятельности.

Дебитор получателя бюджетных средств должен перечислить суммы задолженности прошлых лет на счет, открытый органу Федерального казначейства на балансовом счете N 40101, для перечисления в доход соответствующего бюджета. Это установлено пунктом 2.5.6 Порядка кассового обслуживания исполнения федерального бюджета, утвержденного приказом Федерального казначейства от 10 октября 2008 г. N 8н.

Вместе с тем, средства, полученные федеральными бюджетными учреждениями от приносящей доход деятельности, учитываются и расходуются этими учреждениями в порядке, установленном приказом Минфина России от 1 сентября 2008 г. N 88н (далее – Порядок N 88н).

Согласно пункту 4.9 Порядка N 88н суммы поступлений от возврата дебиторской задолженности получателю средств федерального бюджета, образовавшейся в процессе исполнения им смет доходов и расходов прошлых лет, отражаются на лицевом счете данного получателя как поступления доходов текущего года. При этом данный источник образования средств в Разрешение на осуществление приносящей доход деятельности не включается.

Поэтому при поступлении сумм возврата дебиторской задолженности прошлых лет в части средств, полученных от приносящей доход деятельности, органы Федерального казначейства и получатели средств федерального бюджета должны руководствоваться положениями Порядка N 88н.

Разъяснен порядок исполнения постановлений о наложении административных штрафов бюджетными учреждениями

Министерство финансов Российской Федерации, письмо от 23 апреля 2009 г. N 08-04-05/654 "О порядке исполнения постановлений о наложении административных штрафов, вынесенных уполномоченными органами в отношении бюджетных учреждений"

Минфин России разъяснил порядок исполнения постановлений о наложении административных штрафов бюджетными учреждениями, финансируемыми из федерального бюджета.

В соответствии со статьей 242.1 Бюджетного кодекса РФ взыскание на средства бюджетов различных уровней может быть обращено только на основании исполнительного листа и судебного приказа.

Порядок санкционирования оплаты денежных обязательств получателей средств федерального бюджета и администраторов источников финансирования дефицита федерального бюджета определен приказом Минфина России от 1 сентября 2008 г. N 87н. В соответствии с пунктом 7 данного Порядка для подтверждения возникновения денежных обязательств получатель средств федерального бюджета вместе с заявкой на кассовый расход может представить в качестве основания не только документы, перечисленные в этом пункте, но и другие документы, подтверждающие возникновение денежных обязательств.

Поэтому при добровольном исполнении постановления о наложении административного штрафа бюджетополучатель для подтверждения возникновения у него денежного обязательства может вместе с заявкой на кассовый расход представить в орган Федерального казначейства это постановление.

При перечислении в бюджет сумм арендной платы в заявке на кассовый расход заполняются все разделы

Федеральное казначейство, письмо от 5 мая 2009 г. N 42-7.4-05/5.1-243 "О заполнении 2 и 4 разделов Заявки на кассовый расход"

При перечислении средств в оплату налоговых платежей в бюджеты бюджетной системы РФ обязательно нужно заполнять раздел 4 "Реквизиты налоговых платежей" заявки на кассовый расход (далее – Заявка), при этом раздел 2 "Реквизиты документа-основания" не заполняется. Это установлено пунктом 9.2 Порядка кассового обслуживания исполнения федерального бюджета, утвержденного приказом Федерального казначейства от 10 октября 2008 г. N 8н.

Однако при перечислении бюджетополучателями сумм оплаты договоров на оказание услуг фельдъегерской связи, сумм арендной платы, сумм взысканий по исполнительным документам в Заявке необходимо одновременно указывать как реквизиты документов-оснований, так и реквизиты налоговых платежей. До внесения изменений в названный Порядок в этих случаях в Заявке могут заполняться все разделы.

Содержание операции в документе-основании должно соответствовать назначению платежа в заявке на кассовый расход

Федеральное казначейство Российской Федерации, письмо от 7 мая 2009 г. N 42-7.4-05/9.2-250 "О направлении письма Министерства финансов Российской Федерации N 02-03-07/1633 от 21.04.2009"

Разъяснены отдельные положения Порядка санкционирования оплаты денежных обязательств получателей средств федерального бюджета и администраторов источников финансирования дефицита федерального бюджета, утвержденного приказом Минфина России от 1 сентября 2008 г. N 87н (далее – Порядок N 87н).

Сообщается, что при оплате работ за счет средств федерального бюджета в орган Федерального казначейства должен быть представлен акт выполненных работ, а при оплате услуг – счет (подпункт 15 пункта 5 Порядка N 87н).

Органы Федерального казначейства должны проверить документы-основания на соответствие реквизитам, указанным в заявке на кассовый расход. Содержание операции, указанное в документе-основании, должно соответствовать коду КОСГУ и содержанию текста назначения платежа, которые указаны в заявке на кассовый расход.

Поэтому если из содержания счета следует, что он выписан для оплаты работ (а не услуг), орган Федерального казначейства, согласно пункту 14 Порядка N 87н, вправе вернуть в заявку на кассовый расход без исполнения.

Сообщено также, что в качестве документа-основания за оказанные услуги органы Федерального казначейства могут принимать счет-фактуру.

Государственное задание

Утверждена новая форма государственного задания

Правительство Российской Федерации, Постановление от 30 апреля 2009 г. N 376 "О внесении изменений в Постановление Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2008 г. N 1065"

В порядок формирования и финансового обеспечения выполнения государственного задания федеральными органами исполнительной власти и федеральными госучреждениями внесены изменения. Это связано с тем, что с 1 января 2009 г. действует новая редакция статьи 69.2 Бюджетного кодекса РФ.

Теперь государственное задание используется для планирования бюджетных ассигнований не только на оказание госуслуг, но и на выполнение работ.

Установлено, что главный распорядитель осуществляет финансовое обеспечение выполнения государственного задания на оказание госуслуг с учетом расчетно-нормативных затрат на оказание этих услуг и на содержание имущества федерального государственного бюджетного учреждения при определении показателей бюджетной сметы этого учреждения.

Порядок определения расчетно-нормативных затрат на оказание госуслуги (выполнение работы) федеральными государственными бюджетными учреждениями не может отличаться от порядка определения нормативных затрат на оказание аналогичной услуги (выполнение аналогичной работы) федеральными государственными автономными учреждениями.

Утверждены новые формы:

– государственного задания;

– перечня государственных услуг (работ), оказываемых гражданам и организациям.

Постановление вступило в силу 19 мая 2009 г.

Государственный и муниципальный заказ

В некоторых случаях Правительство РФ может определять единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) по госконтракту

Федеральный закон от 28 апреля 2009 г. N 68-ФЗ "О внесении изменений в статью 55 Федерального закона "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд"

Согласно внесенным дополнениям Правительство РФ, как и Президент РФ, вправе определять единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) по государственному контракту. Однако воспользоваться данным правом оно сможет только в случаях, установленных решениями или поручениями Президента РФ.

Кроме того, у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) теперь можно размещать заказ на оказание услуг, связанных с обеспечением выездных мероприятий, которые проводятся не только палатами Федерального Собрания РФ, Правительством РФ, но и Президентом РФ. Это касается гостиничного, транспортного обслуживания, эксплуатации компьютерного оборудования и обеспечения питания.

Закон вступил в силу 5 мая 2009 г.

В некоторых случаях исключительные права на результаты НИОКР по госконтракту должны быть закреплены за РФ

Правительство Российской Федерации, Постановление от 22 апреля 2009 г. N 342 "О некоторых вопросах регулирования закрепления прав на результаты научно-технической деятельности"

Постановлением определено, в каких случаях федеральные органы исполнительной власти и организации, выступающие от имени РФ госзаказчиками научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ по контрактам для государственных нужд, обязаны предусматривать в названных контрактах условие о закреплении исключительных прав на результаты научно-технической деятельности (далее – НТД) за Российской Федерацией.

Это необходимо в следующих случаях:

– результаты НТД изъяты из оборота;

– РФ финансирует работы по доведению результатов НТД до стадии практического применения;

– результаты НТД непосредственно связаны с обеспечением обороны и безопасности РФ;

– исполнитель не обеспечил до истечения шести месяцев после окончания работ совершение всех действий, необходимых для признания за ним или приобретения им исключительных прав на результаты НТД.

Утратило силу Положение о закреплении и передаче хозяйствующим субъектам прав на результаты научно-технической деятельности, полученные за счет средств федерального бюджета, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 17 ноября 2005 г. N 685.

Внесены изменения в условия допуска товаров, происходящих из иностранных государств, при размещении госзаказов

Министерство экономического развития Российской Федерации, приказ от 8 апреля 2009 г. N 123 "О внесении изменений в Приказ Министерства экономического развития Российской Федерации от 5 декабря 2008 г. N 427"

Внесены изменения в приказ Минэкономразвития России от 5 декабря 2008 г. N 427 "Об условиях допуска товаров, происходящих из иностранных государств, для целей размещения заказов на поставки товаров для государственных или муниципальных нужд".

Так, определен перечень белорусских товаров, на которые при размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд распространяются преференции, предусмотренные для российских товаров. В перечень включены яйца, мясо, рыба, сахар, льняное волокно, прокат черных металлов, тракторы, комбайны, грузовики, автобусы и т.д.

Уточнено, что при проведении конкурсов или аукционов на поставки определенных товаров участники торгов, в чьих заявках содержатся предложения о поставке российской продукции, получают 15%-ную преференцию по цене контракта (по сравнению с поставщиками иностранной продукции).

Однако при проведении открытого аукциона в электронной форме преференция не применяется.

Также преференция не действует при отсутствии в заявках на участие в конкурсе или аукционе предложений о поставке российских товаров.

В государственном или муниципальном контракте рекомендовано указывать:

– страну происхождения поставляемого товара на основании сведений, содержащихся в заявке участника конкурса или аукциона, с которым заключается государственный или муниципальный контракт;

– данные документа, подтверждающего страну происхождения товара (при наличии такого документа).

Приказ вступил в силу 18 мая 2009 г.

Документооборот

Изменены формы учета архивных документов

Министерство культуры Российской Федерации, приказ от 16 февраля 2009 г. N 68 "О внесении изменений в Правила организации хранения, комплектования, учета и использования документов Архивного фонда Российской Федерации и других архивных документов в государственных и муниципальных архивах, музеях и библиотеках, организациях Российской академии наук"

Минкультуры России внесло изменения в ряд форм, используемых при учете документов Росархива, а также архивных документов государственных и муниципальных архивов, музеев, библиотек и организаций РАН.

Изменились формы:

– акта о неисправимых повреждениях архивных документов;

– акта о необнаружении архивных документов, пути розыска которых исчерпаны;

– листа использования архивных документов;

– книги учета поступлений документов;

– протокола ЭПК;

– описи дел постоянного хранения;

– акта приема-передачи архивных документов на хранение;

– акта приема на хранение архивных документов личного происхождения;

– акта о выделении к уничтожению архивных документов, не подлежащих хранению;

– акта о рассекречивании архивных документов;

– архивной справки.

Приказ действует с 31 мая 2009 г.

Здравоохранение

Утверждены формы по учету расходов на диспансеризацию детей-сирот, находящихся в стационарных учреждениях

Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, приказ от 16 апреля 2009 г. N 76 "О реализации Постановления Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2007 года N 945"

ФФОМС утвердил порядок ведения реестров счетов по законченным случаям на оплату расходов по проведенной диспансеризации пребывающих в стационарных учреждениях детей-сирот и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.

Также утверждены формы:

– реестра счетов за отчетный период на оплату расходов по проведенной диспансеризации. Учреждения здравоохранения должны представлять реестр счетов вместе со счетом в территориальный фонд обязательного медицинского страхования (далее – ТФОМС) ежемесячно до 10-го числа месяца, следующего за отчетным;

– заявки на предоставление субсидий на проведение диспансеризации, которую ТФОМС представляют в ФФОМС ежемесячно, до 20-го числа текущего месяца;

– сведений для завершения расчетов по финансовому обеспечению проведенной диспансеризации. Эту форму ТФОМС должны представить в ФФОМС по итогам 2009–2011 гг. до 20 марта 2010, 2011 и 2012 гг. соответственно.

Кроме того, ТФОМС ежегодно должны представлять в ФФОМС план-график проведения диспансеризации на текущий финансовый год, утвержденный субъектом РФ. При изменении численности детей до 20-го числа месяца, в котором произошло изменение, следует представить скорректированный план-график.

Средства, поступившие в ТФОМС в виде субсидий, перечисляются учреждениям здравоохранения ежемесячно не позднее 25-го числа месяца, следующего за отчетным, после проведения медико-экономической экспертизы представленных учреждениями реестров счетов.

Приказ вступил в силу 30 мая 2009 г.

Исполнение бюджета

Главные распорядители вправе включить в смету БУ расходы, связанные с выплатой зарплаты с помощью банковских карт

Министерство финансов Российской Федерации, письмо от 18 мая 2009 г. N 02-03-09/2039

Минфин России разъяснил вопрос о порядке оплаты за счет средств соответствующего бюджета услуг кредитных организаций на выплату зарплаты с использованием банковских карт.

Бюджетные учреждения расходуют бюджетные средства в соответствии с бюджетной сметой. Бюджетная смета составляется, утверждается и ведется в порядке, определенном главным распорядителем бюджетных средств, в ведении которого находится БУ, в соответствии с общими требованиями к порядку составления, утверждения и ведения бюджетной сметы, утвержденными приказом Минфина России от 20 ноября 2007 г. N 112н.

Показатели сметы формируются в разрезе кодов классификации расходов бюджетов бюджетной классификации с детализацией до кодов статей (подстатей) классификации операций сектора государственного управления.

Согласно Указаниям о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утвержденным приказом Минфина России от 25 декабря 2008 N 145н, услуги кредитных организаций на выплату заработной платы с использованием банковских карт относятся на код КОСГУ 226 "Прочие работы, услуги".

Главный распорядитель, распорядитель средств бюджета вправе дополнительно детализировать показатели сметы по кодам аналитических показателей.

Таким образом вопрос о возможности оплаты за счет бюджетных средств услуг кредитных организаций на выплату зарплаты с использованием банковских карт относится к компетенции главного распорядителя бюджетных средств. Главный распорядитель вправе включить в бюджетную смету бюджетного учреждения расходы:

– по открытию работникам получателей бюджетных средств (далее – ПБС) счетов в кредитной организации;

– изготовлению банковских карт работникам ПБС;

– возмещению кредитной организации сумм годового обслуживания счетов банковских карт, держателями которых являются работники ПБС;

– перечислению средств, предназначенных на выплату зарплаты (денежного содержания), на банковские счета работников ПБС;

– обналичиванию зарплаты (денежного содержания) работниками ПБС.

Прочие расходы, связанные с использованием работниками ПБС банковских карт, должны осуществляться за счет самих работников.

Лицензирование

Росздравнадзор разъяснил вопросы лицензирования фармацевтической деятельности

Федеральная служба Российской Федерации по надзору в сфере здравоохранения и социального развития, информационное письмо от 29 апреля 2009 г. N 01И-25 "О лицензировании фармацевтической деятельности и деятельности, связанной с оборотом наркотических средств и психотропных веществ, осуществляемой федеральными организациями здравоохранения"

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 26 января 2006 г. N 45 "Об организации лицензирования отдельных видов деятельности" в полномочия Росздравнадзора входит лицензирование фармацевтической деятельности и деятельности, связанной с оборотом наркотических средств и психотропных веществ, которая осуществляется аптеками федеральных организаций здравоохранения.

Указанные аптеки могут быть самостоятельными юридическими лицами или структурными подразделениями федеральных организаций здравоохранения. В последнем случае лицензия предоставляется непосредственно федеральным организациям здравоохранения. При этом деятельность по обороту наркотических средств и психотропных веществ организация может вести без создания аптечных подразделений.

Таким образом, лицензирование данной деятельности аптек федеральных организаций здравоохранения, созданных в той и другой формах, осуществляется Росздравнадзором.

Налогообложение

Компенсация части родительской платы за содержание детей в детских садах больше не облагается НДФЛ

Федеральный закон от 28 апреля 2009 г. N 67-ФЗ "О внесении изменения в статью 217 части второй Налогового кодекса Российской Федерации"

Средства, получаемые родителями (законными представителями) детей, посещающих образовательные учреждения, в виде компенсации части родительской платы за содержание ребенка в образовательных учреждениях, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования, с 1 января 2009 г. не облагаются налогом на доходы физических лиц.

Напомним, что согласно статье 52.2 Закона РФ от 10 июля 1992 г. N 3266-1 "Об образовании" компенсация составляет 20% размера внесенной родительской платы за первого ребенка, 50% – за второго, 70% – за третьего и последующих детей.

Определен перечень импортного оборудования, ввоз которого в РФ не облагается НДС

Правительство Российской Федерации, Постановление от 30 апреля 2009 г. N 372 "Об утверждении перечня технологического оборудования (в том числе комплектующих и запасных частей к нему), аналоги которого не производятся в Российской Федерации, ввоз которого на таможенную территорию Российской Федерации не подлежит обложению налогом на добавленную стоимость"

Новый перечень утвержден взамен прежнего, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 18 октября 2000 г. N 806. Для удобства пользования перечень содержит наименование оборудования. Однако следует иметь в виду, что для целей применения этого перечня товары определяются исключительно кодами ТН ВЭД.

Отгрузив товары, поставщик может принять к вычету НДС по полученной предоплате на основании своего счета-фактуры

Министерство финансов Российской Федерации, письмо от 9 апреля 2009 г. N 03-07-11/103

Минфин России разъяснил порядок применения вычетов налога на добавленную стоимость в отношении перечисленных сумм оплаты в счет предстоящей поставки товаров (работ, услуг).

Согласно пункту 1 статьи 171 Налогового кодекса РФ налогоплательщики могут уменьшать исчисленную сумму НДС на установленные этой статьей вычеты. В том числе вычету подлежат суммы НДС, предъявленного покупателю-налогоплательщику, перечислившему предоплату в счет предстоящих поставок. При этом он имеет право не принимать к вычету суммы НДС, предъявленные продавцом при получении предоплаты.

Вычет НДС по приобретенным товарам покупатель производит на основании счетов-фактур, выставленных продавцами, после принятия товаров на учет и при наличии соответствующих первичных документов. Указанный вычет производится независимо от отказа покупателя применять вычеты по предоплате.

Поставщик может принять к вычету сумму НДС, исчисленную им по полученной предоплате, на основании счета-фактуры. При этом наименование поставляемых товаров в счете-фактуре должно быть указано в соответствии с договором поставки.

Таким образом, после отгрузки товаров поставщик имеет право принять к вычету исчисленные им суммы НДС по полученной предоплате, указанные в составленном им счете-фактуре.

Разъяснены правила восстановления амортизационной премии при реализации основного средства

Министерство финансов Российской Федерации, письмо от 30 апреля 2009 г. N 03-03-06/1/291

Минфин России разъяснил, по каким правилам в целях налогообложения прибыли следует восстанавливать амортизационную премию при реализации основного средства.

Согласно пункту 9 статьи 258 Налогового кодекса РФ налогоплательщик имеет право включать в состав расходов отчетного (налогового) периода расходы на капитальные вложения – амортизационную премию. Однако если основное средство, в отношении которого была применена амортизационная премия, было реализовано ранее чем по истечении пяти лет с момента введения его в эксплуатацию, то она должна быть восстановлена и включена в состав внереализационных доходов. Это следует сделать в том отчетном (налоговом) периоде, в котором реализовано основное средство.

Данные положения применяются к основным средствам, введенным в эксплуатацию начиная с 1 января 2008 г.

При этом пересчитывать суммы начисленной амортизации за предыдущие налоговые периоды, а также остаточную стоимость основного средства на дату реализации не нужно.

Порядок налогообложения прибыли при реализации амортизируемого имущества определен статьей 268 НК РФ. В ней, в частности, определено, что если цена приобретения (создания) имущества с учетом расходов по его реализации превышает выручку от его реализации, то полученный убыток учитывается при налогообложении прибыли.

Право на вычет сумм НДС, предъявленных при приобретении товаров, сохраняется три года

Министерство финансов Российской Федерации, письмо от 30 апреля 2009 г. N 03-07-08/105

Минфин России разъяснил вопрос о сроках реализации права на вычет сумм налога на добавленную стоимость, предъявленных по товарам (работам, услугам), используемым для осуществления операций, облагаемых НДС.

После принятия на учет товаров суммы НДС, предъявленные продавцом этих товаров, принимаются к вычету на основании счетов-фактур, выставленных покупателю (статьи 171 и 172 Налогового кодекса РФ).

Право на вычет сумм НДС возникает в том налоговом периоде, в котором приобретенные товары (работы, услуги) приняты на учет и получены все необходимые документы. А согласно пункту 2 статьи 173 НК РФ правом на вычет налогоплательщик может воспользоваться в течение трех лет после окончания соответствующего налогового периода.

Компенсация расходов на проезд по территории РФ к месту проведения отпуска лицам, работающим на Крайнем Севере, не облагается НДФЛ

Министерство финансов Российской Федерации, письмо от 12 мая 2009 г. N 03-04-06-01/113

Минфин России разъяснил порядок обложения налогом на доходы физических лиц сумм оплаты проезда к месту проведения отпуска и обратно лицам, работающим в организациях, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.

Трудовой кодекс РФ предоставляет лицам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненным к ним местностях, право на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту проведения отпуска и обратно любым видом транспорта (за исключением такси) в пределах территории РФ. При этом воспользоваться указанным правом можно один раз в два года.

Указанный вид компенсации установлен законодательно, поэтому он не облагается НДФЛ (пункт 3 статьи 217 Налогового кодекса РФ).

При этом не играет роли, где работник проводит свой отпуск, – на территории России или за рубежом – стоимость проезда в пределах территории РФ, оплаченная организацией, не облагается НДФЛ.

Суммы излишне уплаченного ЕСН можно зачесть в счет предстоящих платежей по НДС

Федеральная налоговая служба, письмо от 18 марта 2009 г. N 4-0-04/0087

ФНС России разъяснила порядок зачета излишне уплаченных сумм единого социального налога в счет предстоящих платежей по налогу на добавленную стоимость.

Согласно пункту 1 статьи 78 Налогового кодекса РФ сумма излишне уплаченного налога может быть зачтена в счет предстоящих платежей налогоплательщика по этому или иным налогам, а также погашения недоимки по иным налогам, задолженности по пеням и штрафам за налоговые правонарушения. Кроме того, она может быть возвращена налогоплательщику.

Зачет сумм излишне уплаченных налогов производится по видам налогов. Поскольку ЕСН и НДС – федеральные налоги, то суммы излишне уплаченного ЕСН можно зачесть в счет предстоящих платежей по НДС.

Данные правила применяются также в отношении зачета и возврата сумм излишне уплаченных авансовых платежей, сборов, пеней и штрафов и распространяются на налоговых агентов и плательщиков сборов (пункт 14 статьи 78 НК РФ).

Разъяснены некоторые вопросы, связанные с применением правил амортизации

Федеральная налоговая служба, письмо от 27 марта 2009 г. N ШС-22-3/232@ "О порядке применения отдельных положений Федерального закона от 26.11.2008 N 224-ФЗ"

ФНС России разъяснила некоторые вопросы, связанные с применением новых правил амортизации основных средств (далее – ОС), введенных Федеральным законом от 26 ноября 2008 г. 224-ФЗ "О внесении изменений в часть первую, часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации".

Так, пунктом 9 статьи 258 Налогового кодекса РФ предусмотрено, что если в отношении ОС была применена амортизационная премия и оно реализовано ранее чем по истечении пяти лет с момента введения в эксплуатацию, то сумма такой премии должна быть восстановлена и включена в налоговую базу по налогу на прибыль. Причем данное положение распространено на объекты ОС, введенные в эксплуатацию начиная с 1 января 2008 г.

Акты законодательства о налогах и сборах, устанавливающие новые обязанности или иным образом ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют (пункт 2 статьи 5 НК РФ). Поэтому если налогоплательщик в 2008 г. приобрел ОС и уменьшил размер налоговой базы на сумму амортизационной премии, то при его реализации до  января 2009 г. он не должен восстанавливать эти суммы и включать их в налоговую базу по налогу на прибыль.

Если ОС введено в эксплуатацию до 1 января 2008 г., а реализовано после 1 января 2009 г. то восстанавливать сумму амортизационной премии также не нужно.

Кроме того, с 1 января 2009 г. организации не могут применять понижающий коэффициент 0,5 к основной норме амортизации в отношении легковых автомобилей и пассажирских микроавтобусов вне зависимости от их стоимости и даты ввода в эксплуатацию.

Лизингополучатель не может применять амортизационную премию, даже если предмет лизинга числится у него на балансе

Федеральная налоговая служба Российской Федерации, письмо от 8 апреля 2009 г. N ШС-22-3/267 "О порядке учета в целях налогообложения прибыли расходов в виде амортизационной премии"

ФНС России разъяснила порядок применения в целях налогообложения прибыли амортизационной премии в отношении имущества, приобретенного по договору лизинга.

Согласно налоговому законодательству налогоплательщики имеют право уменьшить налогооблагаемую прибыль на величину расходов на капитальные вложения в основные средства в размере не более 10% (не более 30% по основным средствам, относящимся к третьей–седьмой амортизационным группам) первоначальной стоимости основного средства.

Лизингодатель, приобретая основные средства для передачи в лизинг, производит затраты, которые могут быть квалифицированы как капитальные вложения в объекты основных средств.

По условиям договора предмет лизинга может учитываться на балансе как лизингодателя, так и лизингополучателя. При этом лизингодатель может применить амортизационную премию только в том случае, если предмет лизинга учтен на его балансе в составе амортизируемого имущества.

Однако лизингополучатель не может применять амортизационную премию, даже если предмет лизинга числится у него на балансе, так как лизинговые платежи за пользование имуществом в части, превышающей его выкупную стоимость, к затратам на приобретение основных средств не относятся.

Нормативы

Определены нормативы затрат на диспансеризацию детей-сирот

Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации, приказ от 17 апреля 2009 г. N 198н "О нормативах затрат на проведение в 2009 году диспансеризации одного ребенка"

Минздравсоцразвития России определило нормативы затрат на проведение в 2009 г. диспансеризации детей-сирот и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, которые пребывают в стационарных учреждениях. Они составляют:

– 1 877,5 руб. на ребенка в возрасте от 0 до 4 лет включительно (в 2008 г. – 1 237,5 руб.);

– 2 377,6 руб. на ребенка в возрасте от 5 до 17 лет включительно (в 2008 г. – 1 532 руб.).

Данные нормативы согласованы с Минобрнауки России, Минфином России и ФФОМС.

Отчетность

Изменена форма 4-ФСС РФ

Фонд социального страхования Российской Федерации, постановление от 13 апреля 2009 г. N 92 "Об изменении некоторых актов Фонда социального страхования Российской Федерации"

Внесены изменения в форму расчетной ведомости по средствам Фонда социального страхования РФ (форма 4-ФСС РФ), утвержденную постановлением ФСС РФ от 22 декабря 2004 г. N 111.

Из таблиц 3 и 6 исключен такой вид пособий, как выплата при усыновлении ребенка. Изменены диапазоны указываемой средней зарплаты: по строкам с кодом 4 теперь указывается диапазон 11 251–18 000 руб. (ранее – 11 251–15 000 руб.), по строкам с кодом 5 соответственно – свыше 18 000 руб. (ранее – свыше 15 000 руб.).

Из таблицы 7 исключены столбцы, в которых указывалось количество полученных от Фонда и возвращенных в Фонд путевок.

Проверки

Утверждены типовые формы, применяемые при проверках юридических лиц

Министерство экономического развития Российской Федерации, приказ от 30 апреля 2009 г. N 141 "О реализации положений Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля"

В целях реализации положений названного закона Минэкономразвития России утвердило ряд форм, связанных с организацией проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, проводимых органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля (далее – проверяющие органы).

Это типовые формы:

– распоряжения (приказа) проверяющего органа о проведении проверки;

– заявления о согласовании внеплановой выездной проверки с органом прокуратуры;

– акта проверки;

– журнала учета проверок.

Расчеты с бюджетом

Органы власти субъектов РФ могут устанавливать порядок признания безнадежных к взысканию долгов по региональным налогам

Министерство финансов Российской Федерации, письмо от 5 мая 2009 г. N 03-02-07/1-224

Минфин России разъяснил порядок признания безнадежными к взысканию и списания недоимки и задолженности по пеням и штрафам по региональным налогам, которые были списаны со счетов налогоплательщика, но не перечислены в бюджет в связи с ликвидацией банков.

Согласно налоговому законодательству безнадежной признается недоимка по налогам и сборам, уплата или взыскание которой оказалась невозможной по экономическим, социальным или юридическим причинам. Порядок списания такой задолженности по региональным и местным налогам определяют соответственно исполнительные органы государственной власти субъектов РФ и местные администрации (пункт 1 статьи 59 Налогового кодекса РФ).

Порядок признания безнадежными к взысканию и списания недоимки и задолженности по пеням и штрафам по федеральным налогам и сборам установлен Постановлением Правительства РФ от 12 февраля 2001 г. N 100. Пункт 7 названного Постановления рекомендует органам власти субъектов РФ и местным администрациям решать вопросы в отношении региональных и местных налогов в порядке, аналогичном установленному для федеральных налогов.

Поэтому субъекты РФ вправе самостоятельно определить порядок признания безнадежными к взысканию и списания недоимки и задолженности, в том числе установить перечень документов, на основании которых может быть принято соответствующее решение.

Следует отметить, что в настоящее время Минфин России разрабатывает предложения о внесении изменений в вышеназванное Постановление. В частности, предложение о порядке признания безнадежными сумм налогов, не перечисленных в бюджет в связи с ликвидацией банков.

Социальная поддержка

Увеличены размеры социальных выплат

Федеральный закон от 28 апреля 2009 г. N 72-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях повышения уровня материального обеспечения отдельных категорий граждан"

В связи с повышением прогноза уровня инфляции на 2009 г. с 8,5 до 13% с 1 декабря 2009 г. увеличиваются размеры базовой части трудовой пенсии по старости, инвалидности, по случаю потери кормильца.

Кроме того, с 1 апреля 2009 г. скорректированы размеры ряда социальных выплат для разных категорий лиц, в частности, выплат:

– гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС и ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне;

– Героям Советского Союза, Героям РФ, полным кавалерам ордена Славы, Героям Социалистического Труда и полным кавалерам ордена Трудовой Славы;

– ветеранам боевых действий, участникам и инвалидам Великой Отечественной войны;

– инвалидам, имеющим ограничения способности к трудовой деятельности;

– на оплату предоставления набора социальных услуг, предусмотренных частью 1 статьи 6.5 Федерального закона от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи".

Лица, получившие государственный сертификат на материнский (семейный) капитал, имеют право на единовременную выплату в размере 12 000 руб. за счет средств материнского (семейного) капитала. Обратиться за указанной выплатой можно до конца 2009 г. (до 31 марта 2010 г. – при рождении ребенка с 1 октября по 31 декабря 2009 г.).

Определена сумма для оплаты в 2009–2011 гг. за счет средств ФСС РФ стоимости путевок в детские санатории

Правительство Российской Федерации, Постановление от 22 апреля 2009 г. N 343 "О внесении изменений в Постановление Правительства Российской Федерации от 5 марта 2008 г. N 148"

Скорректирована сумма, которую ФСС РФ выделяет для полной или частичной оплаты стоимости путевок в детские санатории и санаторные оздоровительные лагеря круглогодичного действия. В 2009–2011 гг. она составит 600 руб. на одного ребенка в сутки.

Разное

Сведения об открытии счета и создании обособленного подразделения подаются по новым формам

Федеральная налоговая служба, приказ от 21 апреля 2009 г. N ММ-7-6/252@ "Об утверждении форм сообщений налогоплательщиками сведений, предусмотренных пунктами 2, 3 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации"

ФНС России утвердила новые формы сообщений налогоплательщиками сведений, предусмотренных пунктами 2 и 3 статьи 23 Налогового кодекса РФ, а именно:

– об открытии (закрытии) счета (лицевого счета);

– о создании (закрытии) на территории РФ обособленного подразделения организации;

– о реорганизации или ликвидации организации.

Приказ ФНС России от 17 января 2008 г. N ММ-3-09/11@, которым раньше были утверждены аналогичные формы, утратил силу.

Напомним, что сведения об открытии и закрытии счетов (лицевых счетов) следует сообщать в течение семи дней со дня открытия (закрытия) таких счетов, о реорганизации и ликвидации – в течение трех дней со дня принятия такого решения. Сведения об обособленных подразделениях подаются в течение одного месяца со дня создания (закрытия) обособленного подразделения в налоговый орган по месту нахождения организации.

Приказ вступил в силу 14 июня 2009 г.


Анонс содержания журнала
"БиНО: Бюджетные учреждения" N 7/2009

Вычет по расходам на лечение: организация, сотрудник, медучреждение и налоговая инспекция
Практические вопросы организации бюджетного процесса в 2009 году
Уплата налога на имущества со стоимости имущества казны
Государственная пошлина
Сложные вопросы соотношения трудового, налогового и административного законодательства
Изменен Федеральный закон "О федеральном бюджете на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов"
Возврат наличных денежных средств за неоказанные услуги
Новое в законодательстве
Кроссворд от БиНО

Подписка на наши издания

Подписка на почте

Оформить подписку можно в любом почтовом отделении, воспользовавшись одним из подписных каталогов.
С подписными индексами на наши издания можно ознакомиться на сайте: http://bino.ru/subscription/standart

Подписка в Издательском доме

Удобный и быстрый способ подписки – в отделе подписки нашего Издательского дома. Подписавшись в любом месяце на текущий год, вы получите все номера начиная с 1-го.
С ценами на наши издания можно ознакомиться на сайте: http://bino.ru/subscription/redaction

Альтернативная подписка

Оформить подписку в регионах можно у наших представителей. Здесь так же, как и в Издательском доме, подписавшись в любом месяце на текущий год, вы получите все номера начиная с 1-го.
Каталог наших региональных представителей и их координаты смотрите на сайте: http://bino.ru/subscription/alter


Наши электронные рассылки:

Новое в законодательстве для бюджетных учреждений

Адрес:
http://content.mail.ru/pages/p_17306.html

Новое в законодательстве для некоммерческих организаций

Адрес:
http://content.mail.ru/pages/p_17188.html

Новое в законодательстве для силовых ведомств

Адрес:
http://content.mail.ru/pages/p_17412.html

Бюджетные учреждения:
финансово-хозяйственная
деятельность

Адрес:
http://content.mail.ru/pages/p_18258.html

Некоммерческие организации:
финансово-хозяйственная
деятельность

Адрес:
http://content.mail.ru/pages/p_18259.html

Силовые ведомства:
финансово-хозяйственная
деятельность

Адрес:
http://content.mail.ru/pages/p_18257.html

Автономные учреждения:финансово-хозяйственная деятельность

Адрес:
http://content.mail.ru/pages/p_66945.html




Сообщить о нарушении данной рассылкой правил Сервиса
Отписаться : Нажмите и отправьте это письмо

FeedBurner FeedCount

Архив блога