Новое в законодательстве для бюджетных учреждений

среда, 16 сентября 2009 г.

Новое в законодательстве для бюджетных учреждений - 'БиНО: Бюджетные учреждения' N9/2009



ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ДОМ "БиНО"

Рассылка "Новое в законодательстве для бюджетных учреждений"

Перейти на сайт Издательского дома "БиНО"

Обращаем Ваше внимание на то, что Издательский дом "БиНО" открыл новую рассылку "Автономные учреждения: финансово-хозяйственная деятельность"


Здравствуйте, уважаемые читатели!

В этом выпуске представлены обзоры новых документов, актуальных для бюджетных учреждений.

Содержание выпуска соответствует разделу "Новое в законодательстве" журнала "БиНО: Бюджетные учреждения" N 9/2009 и обзорам из "БиНО: Сборник документов с комментариями для бюджетных учреждений" за сентябрь 2009 г.

Смотрите в конце выпуска:
– Содержание журнала "БиНО: Бюджетные учреждения" N 9/2009;
– Информацию о подписке на наши издания.

Бюджетная классификация

Изменены Указания о порядке применения бюджетной классификации РФ

Бюджетное законодательство

Согласно внесенным в БК РФ изменениям, проект Федерального закона о федеральном бюджете на 2010 г. и на плановый период 2011 и 2012 гг. Правительство РФ должно внести в Госдуму не позднее 1 октября 2009 г.

Бюджетный учет

Изменена Инструкция по бюджетному учету

ОФК могут оформить раздел для учета операций по расходам за счет дополнительного источника на лицевом счете филиала БУ

Государственная гражданская служба

Уточнен порядок назначения пенсий за выслугу лет федеральным государственным гражданским служащим

Государственный и муниципальный заказ

Бюджетополучатели могут предусмотреть аванс до 50% от суммы госконтракта при покупке автотехники, произведенной в России

При подаче одной заявки на участие в аукционе контракт может быть заключен спустя 10 дней после размещения протокола на сайте

Заказчики вправе размещать заказы на архитектурно-планировочные работы путем проведения конкурса или аукциона

Разъяснены права и обязанности заказчиков, уполномоченных органов при проведении централизованных закупок

Имущество

Уточнен порядок заключения договоров в отношении государственного и муниципального имущества

Компенсации

Родители детей, посещающих негосударственные детские сады, получат компенсацию части родительской платы

Увеличены размеры выплат пострадавшим вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС

Культура

Утверждена новая форма договора о передаче в пользование музейных предметов из государственной части Музейного фонда РФ

Налогообложение

Механизм уплаты налогов с доходов учреждений от сдачи в аренду федерального имущества должен быть определен до 1 марта 2010 г.

Средний заработок, выплачиваемый работнику по решению суда за время вынужденного прогула, облагается НДФЛ и ЕСН

Сумма льгот по оплате обучения, предоставляемая учебным заведением, облагается НДФЛ

При заполнении справки ф. 2-НДФЛ отпускные отражаются в тех месяцах, когда они были фактически выплачены

Указание в счете-фактуре только полного или сокращенного наименования продавца не мешает принять НДС к вычету

Ответственность

Уточнена ответственность за нарушение порядка размещения госзаказа

Установлен штраф за отказ в выдаче документа, подтверждающего прием наличных средств

Отпуска

Увеличена продолжительность отпуска педработников учреждений и предприятий социального обслуживания

Отчетность

Уточнен порядок заполнения консолидированных форм квартальной отчетности за 2009 г.

Разъяснен порядок сверки показателей отчетов по ф. 0503127 и 0503137

Пенсионное обеспечение

Уточнен порядок корректировки размера страховой части трудовой пенсии по старости и инвалидности

Расчеты с бюджетом

Определен порядок проведения реструктуризации задолженности БУ по страховым взносам в бюджеты государственных внебюджетных фондов

Социальное страхование

Увеличен размер выплат по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве

Стипендии

Студентам-первокурсникам гарантируется стипендия

Бюджетная классификация

Изменены Указания о порядке применения бюджетной классификации РФ

Министерство финансов Российской Федерации, приказ от 9 июля 2009 г. N 70н "О внесении изменений в Указания о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утвержденные приказом Министерства финансов Российской Федерации от 25 декабря 2008 г. N 145н"

В Указания о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утвержденные приказом Минфина России от 25 декабря 2008 г. N 145н, внесен ряд изменений.

В частности, изменен пункт 3 "Разделы, подразделы, целевые статьи и виды расходов" раздела III Указаний "Классификация расходов бюджетов".

По целевой статье 436 08 00 теперь отражаются не только расходы бюджета на подготовку рабочих кадров и специалистов для высокотехнологичных производств (включая приобретение современного учебно-лабораторного и учебно-производственного оборудования) в государственных образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования, но и расходы на предоставление субсидий бюджетам субъектам РФ на указанные цели.

Уточнен состав мероприятий, которые отражаются по целевой статье 485 17 00. Это разработка и внедрение интернет-проекта в области развития спорта и здорового образа жизни, проведение акций, конкурсов по пропаганде здорового образа жизни среди детей дошкольного и школьного возраста, проведение фестивалей спортивных фильмов. А также предоставление субсидий на закупку оборудования для учреждений здравоохранения субъектов РФ и муниципальных образований в целях реализации мероприятий, направленных на формирование здорового образа жизни.

Изменена формулировка подстатьи 211 "Заработная плата" раздела V Указаний "Классификация операций сектора государственного управления".

Указано, что к данной подстатье относится в том числе выплата выходного пособия при увольнении работников, гражданских служащих, военнослужащих и сотрудников правоохранительных органов (органов безопасности) в связи с ликвидацией, реорганизацией учреждений, иными организационно-штатными мероприятиями, приводящими к сокращению численности или штата.

Бюджетное законодательство

Согласно внесенным в БК РФ изменениям, проект Федерального закона о федеральном бюджете на 2010 г. и на плановый период 2011 и 2012 гг. Правительство РФ должно внести в Госдуму не позднее 1 октября 2009 г.

Федеральный закон от 19 июля 2009 г. N 192-ФЗ "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и статью 45 Федерального закона "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)"

Согласно внесенным изменениям Правительство РФ должно представлять в Госдуму РФ отчеты об исполнении федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов РФ за отчетный финансовый год не позднее срока внесения проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период. Правительство РФ должно внести проект федерального закона о федеральном бюджете на 2010 г. и на плановый период 2011 и 2012 гг. в Государственную Думу не позднее 1 октября 2009 г. Напомним, что согласно прежней редакции статьи 192 Бюджетного кодекса РФ проект закона о федеральном бюджете на очередной год и плановый период должен был вноситься не позднее 26 августа текущего года.

Сокращены сроки рассмотрения Госдумой проекта закона о федеральном бюджете федеральных законов о бюджетах государственных внебюджетных фондов РФ на 2010 г. и на плановый период 2011 и 2012 гг.

До 1 января 2010 г. приостановлено действие положений БК РФ, касающиеся сроков принятия правовых актов о внесении изменений в законодательство о налогах и сборах и актов, регулирующих бюджетные правоотношения, которые приводят к изменению доходов бюджетной системы (на федеральном уровне, уровне субъектов РФ и муниципальных образований).

Определено, что при исполнении федерального бюджета на 2010 г. и на плановый период 2011 и 2012 гг. показатели сводной бюджетной росписи федерального бюджета и лимиты бюджетных обязательств будут утверждены только на 2010 г.

Бюджетный учет

Изменена Инструкция по бюджетному учету

Министерство финансов Российской Федерации, приказ от 3 июля 2009 г. N 69н "О внесении изменений в Инструкцию по бюджетному учету, утвержденную Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 30 декабря 2008 г. N 148н"

Приказом внесены изменения в план счетов бюджетного учета и порядок его применения.

Изменена корреспонденция счетов бюджетного учета:

– в бюджетном учреждении;

– по санкционированию расходов бюджета, осуществляемых главными распорядителями, распорядителями, получателями бюджетных средств, главными администраторами, администраторами источников финансирования дефицита бюджета;

– по санкционированию расходов бюджета, осуществляемых финансовыми органами.

Уточнено описание некоторых форм.

Кроме того, в новой редакции приведены формы:

– извещения (ф. 0504805);

– уведомления по расчетам между бюджетами (ф. 0504817). Теперь она называется "Уведомление по расчетам между бюджетами по межбюджетным трансфертам";

– справки (ф. 0504833).

ОФК могут оформить раздел для учета операций по расходам за счет дополнительного источника на лицевом счете филиала БУ

Федеральное казначейство, письмо от 1 июня 2009 г. N 42-7.4-05/5.1-297

Федеральное казначейство сообщило, могут ли органы Федерального казначейства оформить раздел для учета операций по расходам за счет источника дополнительного бюджетного финансирования на лицевом счете получателя бюджетных средств, открытого филиалу бюджетного учреждения.

Согласно пункту 11 статьи 5 Федерального закона от 26 апреля 2007 г. N 63-ФЗ доходы от сдачи в аренду имущества, находящегося в федеральной собственности и переданного в оперативное управление федеральным бюджетным учреждениям культуры и искусства, здравоохранения, науки, образования, а также архивным учреждениям, отражаются на лицевых счетах этих учреждений и направляются на содержание и развитие их материально-технической базы сверх бюджетных ассигнований.

Операции, связанные с образованием и использованием дополнительного источника бюджетного финансирования, органы Федерального казначейства учитывают на лицевом счете получателя бюджетных средств в разделе для учета операций по расходам за счет источника дополнительного бюджетного финансирования (пункты 2.14.2 и 2.14.2.1 приказа Федерального казначейства от 7 октября 2008 г. N 7н). Основанием для оформления такого раздела является копия договора (договоров) аренды, в соответствии с которым (которыми) арендная плата перечисляется в доход федерального бюджета.

На обособленное подразделение получателя бюджетных средств, наделенное обязанностью ведения бухгалтерского учета, распространяется понятие "получатель бюджетных средств".

Поэтому органы Федерального казначейства не могут отказать бюджетополучателю в открытии на его лицевом счете раздела для учета операций по расходам за счет источника дополнительного бюджетного финансирования. Для этого он должен лишь представить договор аренды нежилых помещений.

Государственная гражданская служба

Уточнен порядок назначения пенсий за выслугу лет федеральным государственным гражданским служащим

Федеральный закон от 18 июля 2009 г. N 187-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" и статью 39 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации"

Уточнены условия назначения пенсий федеральным государственным гражданским служащим (далее – госслужащие).

Так, госслужащие имеют право на пенсию за выслугу лет (далее – пенсия) не только при наличии стажа государственной гражданской службы не менее 15 лет, но и замещении должности федеральной государственной гражданской службы не менее 12 полных месяцев. При этом они должны быть уволены с федеральной государственной гражданской службы по основаниям, предусмотренным пунктами 1–3, 6–9 части 1 статьи 33, пунктом 1 части 1 статьи 37, пунктами 2–4 части 1 и пунктами 2–4 части 2 статьи 39 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" (далее – Закон N 79-ФЗ).

Госслужащие, уволенные в соответствии с пунктами 1, 2 (кроме оговоренных случаев), 3 и 7 части 1 статьи 33, подпунктом "б" пункта 1 части 1 статьи 37 и пунктом 4 части 2 статьи 39 Закона N 79-ФЗ, имеют право на пенсию, если на момент освобождения от должности они имели право на трудовую пенсию по старости (инвалидности) и непосредственно перед увольнением замещали должности федеральной государственной гражданской службы не менее 12 полных месяцев. В остальных случаях госслужащие имеют право на пенсию, если непосредственно перед увольнением они замещали должности федеральной государственной гражданской службы не менее одного полного месяца, а суммарная продолжительность замещения таких должностей составляет не менее 12 полных месяцев.

Определены условия, при которых выплата пенсии приостанавливается и возобновляется.

Также уточнен порядок определения среднемесячного заработка, из которого исчисляется размер пенсии госслужащих. Так, определено, что размер среднемесячного заработка, исходя из которого госслужащему исчисляется пенсия, не может превышать 2,8 должностного оклада (ранее – 2,3), установленного ему либо сохраненного в соответствующем периоде.

Перерасчет размера пенсий госслужащих может производиться при увеличении стажа государственной гражданской службы и (или) замещения должности федеральной государственной гражданской службы не менее 12 полных месяцев с более высоким должностным окладом.

Уточнено, что служебный контракт приостанавливается в том числе в связи с избранием или назначением на государственную должность РФ, государственную должность субъекта РФ или муниципальную должность.

По пенсиям госслужащих, назначенным до 21 июля 2009 г., должен быть произведен перерасчет с 1 января 2009 г. с учетом новых положений. Если среднемесячный заработок, из которого производится перерасчет размера пенсии с 1 января 2009 г., не превышает 2,8 должностного оклада, применяемого на момент перерасчета, то перерасчет производится из среднемесячного заработка, увеличенного на коэффициент 1,22. При этом размер увеличенного среднемесячного заработка не может превышать 2,8 должностного оклада, применяемого на момент перерасчета. Если же общая сумма пенсии и трудовой пенсии по старости (инвалидности) при перерасчете уменьшается по сравнению с установленной ранее, то она выплачивается в прежнем размере.

Закон вступил в силу 21 июля 2009 г.

Государственный и муниципальный заказ

Бюджетополучатели могут предусмотреть аванс до 50% от суммы госконтракта при покупке автотехники, произведенной в России

Правительство Российской Федерации, Постановление от 17 июля 2009 г. N 593 "О внесении изменения в Постановление Правительства Российской Федерации от 24 декабря 2008 г. N 987"

Определено, что при заключении договоров (госконтрактов) с производителями автомобильной и дорожно-строительной техники, произведенной на территории РФ, получатели средств федерального бюджета вправе предусматривать авансовые платежи в размере до 50% суммы договора (госконтракта). Однако аванс при этом не может превышать соответствующих лимитов бюджетных обязательств, доведенных до них в 2009 г.

Аванс возможен только в отношении госзаказов, размещенных у поставщика, определенного распоряжением Правительства РФ, в случаях, установленных решениями или поручениями Президента РФ.

При подаче одной заявки на участие в аукционе контракт может быть заключен спустя 10 дней после размещения протокола на сайте

Министерство экономического развития Российской Федерации, письмо от 28 мая 2009 г. N Д05-2655

Минэкономразвития России сообщает, что если по окончании срока подачи заявок на участие в аукционе подана только одна заявка, то государственный (муниципальный) контракт может быть заключен не ранее чем через 10 дней со дня размещения протокола размещения заявок на участие в аукционе на официальном сайте. А если проводился закрытый аукцион – не ранее чем через 10 дней со дня подписания протокола рассмотрения заявок.

Заказчики вправе размещать заказы на архитектурно-планировочные работы путем проведения конкурса или аукциона

Министерство экономического развития Российской Федерации, письмо от 28 мая 2009 г. N Д05-2680

Минэкономразвития России сообщило свое мнение по применению некоторых норм Федерального закона от 21 июля 2005 г. N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее – Закон N 94-ФЗ) в отношении реставрационной деятельности.

Согласно статье 10 Закона N 94-ФЗ Правительство РФ определяет перечни товаров, работ, услуг, размещение заказов соответственно на поставки, выполнение, оказание которых осуществляется путем проведения аукциона. При этом размещать заказ путем проведения конкурса не допускается. Такой перечень утвержден распоряжением Правительства РФ от 27 февраля 2008 г. N 236-р. В нем использованы коды Общероссийского классификатора видов экономической деятельности, продукции и услуг ОК 004-93 (далее – ОКДП ОК 004-93).

В письме перечислены коды ОКДП ОК 004-93, к которым может относиться реставрация:

– объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов РФ;

– музейных предметов и музейных коллекций, включенных в состав Музейного фонда РФ;

– документов Архивного фонда РФ;

– особо ценных и редких документов, входящих в состав библиотечных фондов.

При этом отмечено, что в ОКДП ОК 004-93 имеются разночтения при отнесении архитектурно-планировочных работ, разработке проектной документации и технико-экономического обоснования к различным кодам. Поэтому Минэкономразвития России считает, что заказчики вправе размещать заказы на выполнение названных видов работ путем проведения как конкурса, так и аукциона.

Кроме того, заказчики вправе размещать данные заказы путем проведения запроса котировок или у единственного поставщика (подрядчика) при соблюдении ограничений, установленных Законом N 94-ФЗ.

Разъяснены права и обязанности заказчиков, уполномоченных органов при проведении централизованных закупок

Министерство экономического развития Российской Федерации, письмо от 1 июня 2009 г. N Д05-2704

Минэкономразвития России сообщило свое мнение по вопросам централизованных закупок.

Согласно Федеральному закону от 21 июля 2005 г. N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее – Закон N 94-ФЗ) централизация закупок возможна:

– посредством создания федерального органа исполнительной власти, органа исполнительной власти субъекта РФ, органа местного самоуправления, уполномоченного на осуществление функций по размещению заказов для государственных или муниципальных заказчиков;

– за счет проведения совместных торгов (когда два и более заказчика, уполномоченных органа осуществляют размещение заказов на поставки одноименных товаров, выполнение одноименных работ, оказание одноименных услуг путем проведения совместных торгов).

Заказчики, уполномоченные органы при проведении совместных торгов должны определять свои права, обязанности и ответственность соглашением сторон в соответствии с Гражданским кодексом РФ, Законом N 94-ФЗ и порядком взаимодействия, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 27 октября 2006 г. N 631.

При размещении заказа через уполномоченный орган заказы на поставки товаров для различных заказчиков необходимо формировать через отдельные лоты либо размещать заказы путем проведения отдельных процедур для каждого заказчика. Иначе не будет соблюдено условие, предусмотренное частью 2.1 статьи 10 Закона N 94-ФЗ: если при размещении заказа выделяются лоты, то в отношении каждого лота заключается отдельный контракт. Поэтому при размещении заказа через уполномоченный орган не могут формироваться общие лоты для нескольких заказчиков, которые включают в себя одинаковые товары и в отношении которых заключается несколько контрактов с каждым заказчиком. Однако схема, при которой в состав лота объединяются потребности нескольких заказчиков, возможна при проведении совместных торгов.

Сообщено также, что заказчик, являясь участником соглашения о проведении совместных торгов на поставки определенной продукции, может закупить данную продукцию, разместив заказ на поставку этой продукции самостоятельно, не дожидаясь результатов совместных торгов. При этом он не вправе отказаться от заключения контракта с победителем совместных торгов на поставки той же продукции (за исключением определенных Законом N 94-ФЗ случаев).

Также заказчик не вправе отказаться от заключения контракта, заказ на исполнение которого размещается через уполномоченный орган.

Поскольку Закон N 94-ФЗ не регламентирует процедуру передачи победителю проекта контракта, то в документации о торгах допустимо уточнять условия передачи победителю проекта контракта.

Исчерпывающий перечень случаев, когда заказчик, уполномоченный орган имеют право отказаться от проведения торгов, перечислен в части 5 статьи 21, части 3 статьи 33 и в части 3 статьи 9 Закона N 94-ФЗ. Кроме того, они могут отказаться от проведения процедуры торгов или от заключения контракта вследствие предписания уполномоченного контрольного органа при выявлении нарушений законодательства РФ о размещении заказов.

Если заказчик уклоняется (отказывается) от заключения контракта и не возвращает обеспечение заявки на участие в торгах, то участник размещения заказа, чьи права и законные интересы нарушены такими действиями, вправе обжаловать действия заказчика в порядке, предусмотренном Законом N 94-ФЗ, или в судебном порядке.

Имущество

Уточнен порядок заключения договоров в отношении государственного и муниципального имущества

Федеральный закон от 17 июля 2009 г. N 173-ФЗ "О внесении изменений в статьи 17.1 и 53 Федерального закона "О защите конкуренции"

Уточнены особенности порядка заключения договоров в отношении государственного и муниципального имущества.

Так, определено, что без проведения конкурсов или аукционов возможно предоставление прав владения и (или) пользования государственного или муниципального имущества, не закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления:

– государственным органам, органам местного самоуправления, государственным внебюджетным фондам, Банку России;

– государственным и муниципальным учреждениям, госкорпорациям и госкомпаниям;

– лицу, с которым заключен государственный или муниципальный контракт, если предоставление этих прав было предусмотрено конкурсной документацией, документацией об аукционе для целей исполнения этого государственного или муниципального контракта, и др.

На тех же условиях возможно предоставление прав владения и (или) пользования государственным или муниципальным недвижимым имуществом, которое:

– принадлежит на праве хозяйственного ведения или оперативного управления государственным или муниципальным унитарным предприятиям;

– закреплено на праве оперативного управления за государственными или муниципальными автономными учреждениями;

– принадлежит на праве оперативного управления государственным или муниципальным бюджетным учреждениям.

Лицо, которому предоставлены права владения и (или) пользования недвижимым имуществом, может с согласия собственника без проведения конкурсов или аукционов передать их часть (не более 10% площади) третьим лицам.

Определен порядок размещения информации о проведении конкурсов или аукционов на право заключения указанных договоров.

Договоры аренды, заключенные до 1 июля 2008 г. с субъектами малого или среднего предпринимательства, можно заключать на новый срок без проведения конкурсов или аукционов до 1 июля 2015 г. (ранее – до 1 июля 2010 г.).

Закон вступил в силу 23 июля 2009 г.

Компенсации

Родители детей, посещающих негосударственные детские сады, получат компенсацию части родительской платы

Федеральный закон от 17 июля 2009 г. N 148-ФЗ "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "Об образовании"

Теперь компенсацию части родительской платы смогут получать родители детей, посещающих не только государственные и муниципальные образовательные учреждения, но и иные дошкольные организации, реализующие основную общеобразовательную программу дошкольного образования.

Размер компенсации при посещении государственных (муниципальных) учреждений не изменился и составляет 20% внесенной платы на первого ребенка, 50% – на второго, 70% – на третьего и последующих детей. При посещении ребенком иных образовательных организаций размер компенсации определяется исходя из тех же процентных соотношений, но не от внесенной платы, а от среднего размера родительской платы за содержание ребенка в государственных образовательных учреждениях, находящихся на территории того же субъекта РФ, что и соответствующие образовательные организации.

Получить компенсацию, как и ранее, может один из родителей (законных представителей), внесших родительскую плату.

Увеличены размеры выплат пострадавшим вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС

Правительство Российской Федерации, Постановление от 7 июля 2009 г. N 545 "О внесении изменений в Постановление Правительства Российской Федерации от 21 декабря 2007 г. N 914"

Размеры компенсаций и иных выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, на 2009 г. увеличены на 13%. Образовавшиеся в связи с этим суммы превышений подлежат выплате в 2009 г.

Приводятся конкретные размеры пересчитанных с учетом индексации:

– ежемесячных компенсаций и выплат;

– ежегодных и единовременных компенсаций и выплат.

Культура

Утверждена новая форма договора о передаче в пользование музейных предметов из государственной части Музейного фонда РФ

Министерство культуры Российской Федерации, приказ от 5 мая 2009 г. N 226 "Об утверждении формы договора о передаче в безвозмездное бессрочное пользование или пользование на определенный срок музейных предметов и музейных коллекций, входящих в состав государственной части Музейного фонда Российской Федерации и находящихся в федеральной собственности"

Минкультуры России утвердило новую форму договора о передаче в безвозмездное пользование или пользование на определенный срок музейных предметов и музейных коллекций, входящих в состав государственной части Музейного фонда РФ и находящихся в федеральной собственности (далее – Договор). Прежняя форма договора, утвержденная приказом Минкультуры России от 28 июля 2000 г. N 471, утратила силу.

В новой форме Договора не отражена обязанность музея отчитываться перед администрацией. Ежегодная отчетность администрации перед Минкультуры России новым договором также не предусмотрена. Однако прописана субсидиарная ответственность администрации за сохранность передаваемых музею музейных предметов и музейных коллекций.

В отдельных разделах Договора рассмотрен порядок изъятия музейных предметов и музейных коллекций, а также порядок продления срока безвозмездного пользования.

В приложениях к Договору приводятся формы:

– описи томов главной инвентарной книги (книги поступлений) музея;

– списка музейных предметов и музейных коллекций, являющихся федеральной собственностью, зарегистрированных в главной инвентарной книге музея после 1996 г.

Налогообложение

Механизм уплаты налогов с доходов учреждений от сдачи в аренду федерального имущества должен быть определен до 1 марта 2010 г.

Конституционный Суд Российской Федерации, постановление от 22 июня 2009 г. N 10-П "По делу о проверке конституционности пункта 4 части второй статьи 250, статьи 321.1 Налогового кодекса Российской Федерации и абзаца второго пункта 3 статьи 41 Бюджетного кодекса Российской Федерации в связи с жалобами Российского химико-технологического университета им. Д.И. Менделеева и Московского авиационного института (государственного технического университета)"

Положениями Налогового кодекса РФ и Бюджетного кодекса РФ предусмотрено налогообложение доходов госучреждений от сдачи в аренду имущества, переданного им в оперативное управление. Однако порядок уплаты налогов с таких доходов законодательно не установлен. В связи с этим Конституционный суд РФ постановил урегулировать этот порядок в срок до 1 марта 2010 г.

Подробнее об этом документе см. в статье Алексеевой в БиНО: БУ N 9, 2009.

Средний заработок, выплачиваемый работнику по решению суда за время вынужденного прогула, облагается НДФЛ и ЕСН

Министерство финансов Российской Федерации, письмо от 30 июня 2009 г. N 03-04-08-01/41

Минфин России разъяснил порядок налогообложения сумм, выплачиваемых работнику за время вынужденного прогула, если суд признал увольнение работника незаконным.

Суммы среднего заработка за время вынужденного прогула не включены ни в перечень выплат, освобождаемых от налога на доходы физических лиц (статья 217 Налогового кодекса РФ), ни в перечень видов компенсационных выплат, освобождаемых от единого социального налога (подпункт 2 пункта 1 статьи  238 НК РФ).

Поэтому выплата среднего заработка за время вынужденного прогула облагается НДФЛ и ЕСН в общеустановленном порядке.

Сумма льгот по оплате обучения, предоставляемая учебным заведением, облагается НДФЛ

Федеральная налоговая служба Российской Федерации, письмо от 9 апреля 2009 г. N 3-5-04/405@ "О правомерности направления требования об уплате налога"

Специалисты ФНС России разъяснили порядок обложения скидки, которую учебное заведение предоставляет при оплате стоимости обучения, налогом на доходы физических лиц.

В соответствии с договором вузы могут поощрять студентов за успехи в учебе, в частности, предоставляя льготу в виде снижения стоимости обучения.

Предоставленная скидка возмещается за счет чистой прибыли учебного заведения и по сути является формой частичной оплаты стоимости обучения за счет средств учреждения. Согласно пункту 2 статьи 211 Налогового кодекса РФ полная или частичная оплата организацией обучения в интересах налогоплательщика относится к доходам, полученным налогоплательщиком в натуральной форме. Поэтому эта сумма подлежит обложению НДФЛ.

При этом учебное заведение в отношении указанной суммы будет являться налоговым агентом, поэтому обязано исчислить и удержать НДФЛ. Либо – при невозможности удержать у налогоплательщика исчисленную сумму – в течение одного месяца сообщить в налоговый орган по месту своего учета о невозможности удержать налог и сумме задолженности налогоплательщика.

При заполнении справки ф. 2-НДФЛ отпускные отражаются в тех месяцах, когда они были фактически выплачены

Федеральная налоговая служба Российской Федерации, письмо от 10 апреля 2009 г. N 3-5-04/407@ "О заполнении справки по форме 2-НДФЛ"

Специалисты ФНС России разъяснили, как отразить в справке ф. 2-НДФЛ суммы отпускных.

Налоговым законодательством определено, что при получении доходов в денежной форме дата фактического получения дохода определяется как день выплаты дохода. При получении дохода в виде оплаты труда датой фактического получения налогоплательщиком такого дохода признается последний день месяца, за который ему был начислен доход.

Однако выплата отпускных не является оплатой за выполнение трудовых обязанностей. Поэтому указанные доходы в справке ф. 2-НДФЛ должны быть отражены в тех месяцах налогового периода, в которых эти доходы были фактически выплачены.

Указание в счете-фактуре только полного или сокращенного наименования продавца не мешает принять НДС к вычету

Федеральная налоговая служба, письмо от 14 июля 2009 г. N ШС-22-3/564@ "О порядке заполнения строки 2 счета-фактуры"

Специалисты ФНС России разъяснили порядок заполнения строки 2 счета-фактуры и порядок принятия к вычету НДС по документам, заполненным с нарушением установленных правил.

Налоговым законодательством установлено, что в счете-фактуре, выставляемом при реализации товаров (работ, услуг) и при получении оплаты в счет предстоящих поставок должны быть указаны наименование, адрес и ИНН продавца и покупателя.

А согласно Правилам ведения журналов учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж при расчетах по налогу на добавленную стоимость, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 2 декабря 2000 г. N 914, в строке 2 счета-фактуры следует указывать полное и сокращенное наименование продавца в соответствии с учредительными документами.

Нарушения, при которых счета-фактуры не могут являться основанием для принятия к вычету или возмещению предъявленных сумм НДС, определены в статье 169 Налогового кодекса РФ. При этом налоговое законодательство не выдвигает требование указывать сразу и полное и сокращенное наименование организации. Поэтому если при заполнении строки 2 счета-фактуры организация-продавец указала только полное или только сокращенное наименование, то это не может являться основанием для отказа в принятии к вычету суммы налога, предъявленной продавцом.

Ответственность

Уточнена ответственность за нарушение порядка размещения госзаказа

Федеральный закон от 17 июля 2009 г. N 160-ФЗ "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и отдельные законодательные акты Российской Федерации"

В Кодекс РФ об административных правонарушениях внесен ряд изменений.

Так, лица, являющиеся членами конкурсной, аукционной, котировочной или единой комиссии, созданной государственным или муниципальным заказчиком, уполномоченным органом, теперь несут ответственность как должностные лица при совершении правонарушений, предусмотренных статьями 7.29–7.32 КоАП РФ. Названные статьи предусматривают ответственность за нарушение законодательства о размещении заказов.

Значительно расширена статья 7.30 КоАП РФ, определяющая ответственность должностных лиц за нарушение порядка размещения заказа на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд.

Статья 7.31 КоАП РФ теперь предусматривает ответственность должностных лиц органов исполнительной власти, органов местного самоуправления за нарушение порядка ведения реестров государственных или муниципальных контрактов. Штраф за данное нарушение составляет 10 000 руб.

В Кодекс введена новая статья 7.31.1, предусматривающая ответственность за нарушение:

– сроков возврата денежных средств;

– порядка и (или) сроков блокирования операций по счету участника размещения заказа;

– порядка ведения реестра участников размещения заказа;

– правил документооборота при проведении открытого аукциона в электронной форме;

– разглашение оператором электронной площадки, должностным лицом оператора электронной площадки сведений об участнике размещения заказа до подведения результатов открытого аукциона в электронной форме.

В КоАП РФ внесены и другие изменения.

Кроме того, внесены изменения в федеральные законы от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" (статья 39) и от 2 марта 2007 г. N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" (статья 19). Определено, что служебный контракт с государственным (муниципальным) служащим прекращается и он освобождается от замещаемой должности гражданской (муниципальной) службы в связи с применением к нему административного наказания в виде дисквалификации.

Соответственно, уточнено понятие дисквалификации (статья 3.11 КоАП РФ). Теперь дисквалификация означает также лишение физического лица права замещать должности федеральной государственной гражданской службы, государственной гражданской службы субъекта РФ, муниципальной службы.

Закон вступил в силу 22 августа 2009 г.

Установлен штраф за отказ в выдаче документа, подтверждающего прием наличных средств

Федеральный закон от 17 июля 2009 г. N 162-ФЗ "О внесении изменения в статью 2 Федерального закона "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт" и отдельные законодательные акты Российской Федерации"

Плательщики единого налога на вмененный доход при осуществлении наличных расчетов теперь вправе не применять контрольно-кассовую технику. При этом в момент оплаты товара (работы, услуги) по требованию покупателя они должны выдавать документ, подтверждающий прием денежных средств (товарный чек, квитанцию или иной документ, содержащий необходимые реквизиты).

Контроль за соблюдением обязанности по выдаче документа, подтверждающего прием наличных денежных средств, возложен на налоговые органы. За отказ в такого документа налоговые органы могут налагать штраф.

Ответственность за отказ в выдаче документа, подтверждающего прием денежных средств от покупателя, установлена Кодексом РФ об административных правонарушениях. Штраф составляет:

– для граждан – от 1 500 до 2 000 руб.;

– должностных лиц – от 3 000 до 4 000 руб.;

– юридических лиц – от 30 000 до 40 000 руб.

Закон вступил в силу 21 июля 2009 г.

Отпуска

Увеличена продолжительность отпуска педработников учреждений и предприятий социального обслуживания

Правительство Российской Федерации, Постановление от 16 июля 2009 г. N 576 "О внесении изменений в приложение к Постановлению Правительства Российской Федерации от 1 октября 2002 г. N 724"

С 4 августа 2009 г. ежегодный основной удлиненный оплачиваемый отпуск педагогических работников учреждений и предприятий социального обслуживания составляет 56 календарных дней.

Отчетность

Уточнен порядок заполнения консолидированных форм квартальной отчетности за 2009 г.

Федеральное казначейство, письмо от 10 июня 2009 г. N 42-7.4-05/2.3-324 "О квартальной отчетности за 2009 год"

Федеральное казначейство разъяснило особенности заполнения следующих консолидированных форм квартальной отчетности за 2009 г.:

– Сведения об исполнении бюджета (ф. 0503164);

– Сведения о кассовом исполнении сметы доходов и расходов по приносящей доход деятельности (ф. 0503182).

Данные по этим формам заполняются только в случае недовыполнения или перевыполнения годовых бюджетных назначений на отчетную дату.

В ф. 0503164 по графе 3 "Утвержденные бюджетные назначения" в разделе "Доходы бюджета" следует отразить прогнозы поступлений доходов федерального бюджета на 2009 г., которые представлены главными администраторами доходов в Минфин России при формировании Федерального закона от 24 ноября 2008 г. N 204-ФЗ "О федеральном бюджете на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов".

В графе 5 указывается:

– по доходам – отклонение фактического показателя исполнения от прогнозного поступления доходов бюджета;

– по расходам и источникам финансирования дефицита бюджета – отклонение фактического показателя исполнения от бюджетной росписи.

В графе 6 "Причины отклонений" указываются

– в разделе "Доходы бюджета" – причины отклонений кассового исполнения от прогноза поступлений доходов в федеральный бюджет;

– в разделах "Расходы бюджета" и "Источники финансирования дефицитов бюджетов" – причины отклонений кассового исполнения от бюджетной росписи.

В текстовой части консолидированной Пояснительной записки (ф. 0503160) главные администраторы бюджетных средств должны подробно описать все причины отклонений по рассматриваемым формам.

Разъяснен порядок сверки показателей отчетов по ф. 0503127 и 0503137

Федеральное казначейство, письмо от 29 июня 2009 г. N 42-7.4-05/2.6-374 "О ежеквартальном согласовании отчетов ф.ф. 0503127, 0503137 органами Федерального казначейства"

Федеральное казначейство разъясняет порядок сверки органами Федерального казначейства показателей:

– Отчета главного распорядителя, распорядителя, получателя бюджетных средств, главного администратора, администратора источников финансирования дефицита бюджета, главного администратора, администратора доходов бюджета об исполнении бюджета (ф. 0503127);

– Отчета главного распорядителя, распорядителя, получателя бюджетных средств об исполнении смет доходов и расходов по приносящей доход деятельности (ф. 0503137).

Сверка используется для обеспечения достоверности показателей квартальной и годовой бюджетной отчетности.

Пенсионное обеспечение

Уточнен порядок корректировки размера страховой части трудовой пенсии по старости и инвалидности

Федеральный закон от 30 июня 2009 г. N 142-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О трудовых пенсиях"

Внесены изменения в Федеральный закон от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее – Закон).

Теперь пенсионерам, которые работают не менее 12 полных месяцев со дня назначения страховой части трудовой пенсии по старости или по инвалидности (далее – страховая часть трудовой пенсии), по их заявлению должен быть произведен перерасчет размера пенсии. При этом в расчет не принимаются страховые взносы, учтенные при корректировке размера страховой части трудовой пенсии в связи с обновлением данных индивидуального (персонифицированного) учета.

Корректировка размера трудовой пенсии должна производиться ежегодно с 1 августа (ранее – с 1 июля) по приведенной в Законе формуле. Кроме того, за пенсионерами закреплено право на отказ от корректировки пенсии.

Также подлежит корректировке размер страховой части трудовой пенсии по случаю потери кормильца. Формула корректировки также приведена в Законе.

Расчеты с бюджетом

Определен порядок проведения реструктуризации задолженности БУ по страховым взносам в бюджеты государственных внебюджетных фондов

Правительство Российской Федерации, Постановление от 16 июля 2009 г. N 581 "Об утверждении Правил проведения реструктуризации задолженности по страховым взносам в бюджеты государственных внебюджетных фондов, числящейся за бюджетными учреждениями субъектов Российской Федерации и муниципальными бюджетными учреждениями по состоянию на 1 июля 2008 г., а также по пеням и штрафам, начисленным на сумму указанной задолженности"

Реструктуризация задолженности бюджетных учреждений по страховым взносам в бюджеты государственных внебюджетных фондов проводится налоговыми органами один раз. Она заключается в том, что учреждению одновременно предоставляется рассрочка уплаты суммы задолженности по страховым взносам (до 1 января 2010 г.) и начисленных пеней и штрафов (с 1 января 2010 г. по 1 января 2020 г.) в отношении бюджетов всех государственных внебюджетных фондов. Учреждение имеет право погасить задолженность досрочно.

С даты принятия налоговым органом решения о реструктуризации задолженности начисление пеней и штрафов на сумму задолженности по страховым взносам не производится.

Чтобы налоговый орган принял положительное решение о реструктуризации задолженности, учреждение должно полностью вносить авансовые платежи по единому социальному налогу в течение двух месяцев до подачи заявления о проведении реструктуризации и в течение срока рассмотрения заявления и принятия налоговым органом соответствующего решения (не более 30 рабочих дней).

Для решения вопроса о реструктуризации задолженности учреждение должно до 1 ноября 2009 г. подать в налоговый орган по месту постановки его на учет в качестве налогоплательщика заявление о проведении реструктуризации задолженности, а также приложить следующие документы:

– справку о задолженности по страховым взносам, начисленным пеням и штрафам на 1-е число месяца подачи заявления;

– справку, подтверждающую фактическое поступление авансовых платежей по ЕСН в сумме обязательных начислений в течение двух месяцев, предшествовавших месяцу подачи заявления;

– документы, подтверждающие ранее предоставленные отсрочки (рассрочки) по уплате задолженности, решения о предоставлении которых приняты до введения в действие части второй Налогового кодекса РФ;

– проект графика погашения задолженности по страховым взносам, а также проект графика погашения задолженности по начисленным пеням и штрафам, согласованный с соответствующими внебюджетными фондами. Графики утверждаются налоговым органом.

Если учреждение нарушит графики погашения задолженности или не уплатит авансовый платеж по ЕСН, то оно утрачивает право на реструктуризацию задолженности. Однако невыполнение графика в отношении одного из государственных внебюджетных фондов не влечет прекращения реструктуризации задолженности в отношении других фондов.

Социальное страхование

Увеличен размер выплат по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве

Правительство Российской Федерации, Постановление от 15 июля 2009 г. N 571 "О внесении изменения в Постановление Правительства Российской Федерации от 3 марта 2009 г. N 190"

Коэффициент индексации размера ежемесячной страховой выплаты по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2009 г. теперь составляет 1,13 (ранее он составлял 1,085). Это связано с изменением уровня инфляции, установленного Федеральным законом от 24 ноября 2008 г. N 204-ФЗ "О федеральном бюджете на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов".

Стипендии

Студентам-первокурсникам гарантируется стипендия

Федеральный закон от 18 июля 2009 г. N 184-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам выплаты стипендий и организации образовательного процесса в образовательных учреждениях"

За вузами закреплена обязанность выплачивать стипендию всем студентам очной формы обучения первого курса с начала учебного года до сдачи зачетов (экзаменов) первой текущей аттестации.

До конца 2009 г. продлен срок приема на обучение по государственным образовательным стандартам и программам ступеней высшего профессионального образования (бакалавриата, подготовки специалиста, магистратуры). Обучение по государственным образовательным стандартам (программам ступеней высшего образования) осуществляется до завершения обучения в соответствии с этими стандартами (до истечения нормативных сроков освоения программ лицами, принятыми для такого обучения).


Содержание журнала
"БиНО: Бюджетные учреждения" N 9/2009

Закат на Волге
Представительские расходы
Вопросы соотношения трудового, налогового и административного законодательства
Арендная плата за пользование государственным имуществом и уплата налога на прибыль
Ознакомление налогоплательщика с материалами налоговой проверки и реализация им права на судебную защиту
Новое в законодательстве 
Кроссворд "Налоговый"

Подписка на наши издания

Подписка на почте

Оформить подписку можно в любом почтовом отделении, воспользовавшись одним из подписных каталогов.
С подписными индексами на наши издания можно ознакомиться на сайте: http://bino.ru/subscription/standart

Подписка в Издательском доме

Удобный и быстрый способ подписки – в отделе подписки нашего Издательского дома. Подписавшись в любом месяце на текущий год, вы получите все номера начиная с 1-го.
С ценами на наши издания можно ознакомиться на сайте: http://bino.ru/subscription/redaction

Альтернативная подписка

Оформить подписку в регионах можно у наших представителей. Здесь так же, как и в Издательском доме, подписавшись в любом месяце на текущий год, вы получите все номера начиная с 1-го.
Каталог наших региональных представителей и их координаты смотрите на сайте: http://bino.ru/subscription/alter


Наши электронные рассылки:

Новое в законодательстве для бюджетных учреждений

Адрес:
http://content.mail.ru/pages/p_17306.html

Новое в законодательстве для некоммерческих организаций

Адрес:
http://content.mail.ru/pages/p_17188.html

Новое в законодательстве для силовых ведомств

Адрес:
http://content.mail.ru/pages/p_17412.html

Бюджетные учреждения:
финансово-хозяйственная
деятельность

Адрес:
http://content.mail.ru/pages/p_18258.html

Некоммерческие организации:
финансово-хозяйственная
деятельность

Адрес:
http://content.mail.ru/pages/p_18259.html

Силовые ведомства:
финансово-хозяйственная
деятельность

Адрес:
http://content.mail.ru/pages/p_18257.html

Автономные учреждения:финансово-хозяйственная деятельность

Адрес:
http://content.mail.ru/pages/p_66945.html




Сообщить о нарушении данной рассылкой правил Сервиса
Отписаться : Нажмите и отправьте это письмо

FeedBurner FeedCount

Архив блога