Новое в законодательстве для бюджетных учреждений

вторник, 15 декабря 2009 г.

Новое в законодательстве для бюджетных учреждений - 'БиНО: Бюджетные учреждения' N12/2009

Хочешь красивых отношений?
Регистрируйся на Мамба.ру и заведи еще больше интересных знакомств!



ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ДОМ "БиНО"

Рассылка "Новое в законодательстве для бюджетных учреждений"

Перейти на сайт Издательского дома "БиНО"

Здравствуйте, уважаемые читатели!

В этом выпуске представлены обзоры новых документов, актуальных для бюджетных учреждений.

Содержание выпуска соответствует разделу "Новое в законодательстве" журнала "БиНО: Бюджетные учреждения" N 12/2009 и обзорам из "БиНО: Сборник документов с комментариями для бюджетных учреждений" за декабрь 2009 г.

Смотрите в конце выпуска:
– Анонс содержания журнала "БиНО: Бюджетные учреждения" N 12/2009;
– Информацию о подписке на наши издания.

Бюджетный учет

Разъяснен порядок отражения в бюджетном учете операций по закупке и передаче имущества при централизованных закупках

Товары к учету можно принять на основании кассового чека, содержащего все обязательные реквизиты

Безналичные расчеты

Определен порядок управления операциями со средствами федерального бюджета

Гарантии и компенсации

Принята программа государственных гарантий оказания бесплатной медпомощи гражданам РФ

Государственный и муниципальный заказ

Разъяснены отдельные положения законодательства о размещении госзаказов

Рассмотрены вопросы предоставления преференций при заключении государственных (муниципальных) контрактов

Гранты

Гранты иностранных организаций, не входящих в перечень международных грантодателей, облагаются налогом на прибыль

Документооборот

Определено, в каких случаях в системе документооборота Федерального казначейства нужны бумажные копии электронных документов

Исполнение бюджета

Остаток субвенций, не использованных в текущем году, можно использовать в следующем на те же цели

Командировки

Утверждены формы учета командированных работников

Лицензирование

Рособрнадзор рекомендует подавать документы для получения лицензии на осуществление образовательной деятельности заранее

Медицина

Изменены плановые объемы высокотехнологичной медицинской помощи

Наличные расчеты

При возврате товара, ранее приобретенного за безналичный расчет, наличные не выплачиваются

Налогообложение

Налоговый орган не вправе зачесть суммы излишне уплаченного налога в счет погашения задолженности по нему с истекшим сроком взыскания

Суммы возмещения расходов физлиц, сопровождающих детей к месту проведения спортивных мероприятий, облагаются НДФЛ

Вернуть излишне уплаченную сумму НДФЛ можно только на основании декларации, поданной в налоговый орган по месту учета

Операции по передаче имущества в казну РФ не облагаются налогом на прибыль и НДС

Последний авансовый платеж по ЕСН и страховым взносам на ОПС необходимо уплатить не позднее 15 января 2010 г.

Стандартный налоговый вычет на детей в двойном размере предоставляется только единственному родителю

Образование

Аспирантуры и докторантуры считаются действующими до конца срока действия свидетельств о госаккредитации и лицензий

Оплата труда

Уточнен порядок оценки деятельности учреждений, находящихся в ведении Минздравсоцразвития России

Отчетность

Уточненную декларацию по ЕСН по филиалу, у которого закрыт р/с, подают в налоговый орган по месту нахождения головной организации

Пособия

С 1 января 2010 г. при определении страхового стажа для расчета пособий по болезни учитывают периоды прохождения военной службы

Трудовые отношения

Утвержден новый порядок исчисления нормы рабочего времени на определенные календарные периоды времени

При преобразовании представительства в филиал в трудовые книжки вносят запись об изменении наименования структурного подразделения

Компенсация за неиспользованный отпуск выплачивается, даже если работник не отработал испытательный срок

Принимая на работу иностранца, работодатель обязан уведомить об этом территориальный орган Роструда

Если работник вышел на работу в выходной день на несколько часов, ему положен полныйдень отдыха

Госслужащие вправе выполнять иную оплачиваемую работу, предварительно уведомив представителя нанимателя

Бюджетный учет

Разъяснен порядок отражения в бюджетном учете операций по закупке и передаче имущества при централизованных закупках

Министерство финансов Российской Федерации, письмо от 12 октября 2009 г. N 02-06-07/4765

Минфин России разъяснил порядок отражения в бюджетном учете операций по закупке и передаче имущества при централизованных закупках.

Передача имущества, приобретаемого по централизованным закупкам, осуществляется в порядке и на условиях, установленных правовыми актами Правительства РФ, высшего органа власти субъекта РФ, местной администрации.

Бюджетные учреждения – грузополучатели при получении имущества в рамках реализации правовых актов высшего органа исполнительной власти отражают его в бюджетном учете на соответствующих забалансовых счетах в зависимости от порядка, предусмотренного для исполнения централизованных закупок.

Рассмотрены случаи отражения в бюджетном учете операций с имуществом, полученным от поставщика, в зависимости от условий его получения (на ответственное хранение, в безвозмездное пользование с дальнейшим закреплением на праве оперативного управления, в безвозмездное пользование с подтверждением в форме распорядительного акта уполномоченного органа или договора).

Операции по передаче (получению) объектов имущества, приобретенного по централизованным закупкам, должны отражаться в бюджетном учете на основании извещений (ф. 0504805) и прилагаемых к ним актов приема-передачи имущества (с пообъектными описями передаваемого имущества в разрезе грузополучателей).

Порядок взаимодействия передающей и принимающей сторон по оформлению первичных документов, подтверждающих переход имущественных прав между ними, должен обеспечивать формирование взаимосвязанных консолидированных показателей в бюджетной отчетности каждой из сторон. Причем Минфин России при организации документооборота между участниками считает целесообразным предусмотреть возможность передачи первичных документов в том числе в виде электронных документов.

В приложении к письму приводятся бухгалтерские записи, которыми в бюджетном учете отражаются операции по закупке и передаче имущества при централизованных закупках.

Товары к учету можно принять на основании кассового чека, содержащего все обязательные реквизиты

Управление Федеральной налоговой службы по г. Москве, письмо от 9 июля 2009 г. N 17-15/070490

УФНС России по г. Москве разъяснило, достаточно ли кассового чека для принятия приобретенных товаров к учету.

При осуществлении наличных денежных расчетов организации и индивидуальные предприниматели применяют контрольно-кассовую технику и выдают кассовые чеки. Кассовый чек, выданный при применении ККТ, является первичным учетным документом, подтверждающим исполнение обязательств сторон по договору купли-продажи (исполнения услуги). При этом он должен содержать обязательные реквизиты, предусмотренные законодательством. Такими реквизитами являются:

– наименование организации;

– ИНН организации-налогоплательщика;

– заводской номер ККТ;

– порядковый номер чека;

– дата и время покупки (оказания услуги);

– стоимость покупки (услуги);

– признак фискального режима.

Информация, которую содержит правильно оформленный кассовый чек, позволяет документально подтвердить произведенные расходы и правильно исчислить налоги. В связи с этим у продавца нет необходимости оформлять товарный чек.

Безналичные расчеты

Определен порядок управления операциями со средствами федерального бюджета

Федеральное казначейство, приказ от 14 сентября 2009 г. N 210 "Об утверждении Порядка управления операциями со средствами на едином счете федерального бюджета"

Утвержден порядок управления Федеральным казначейством операциями со средствами на едином счете федерального бюджета.

Порядком определены:

– режим единого счета федерального бюджета;

– вопросы обеспечения территориальных органов Федерального казначейства средствами федерального бюджета при кассовом обслуживании исполнения федерального бюджета;

– указания по формированию консолидированной заявки, форма которой приведена в приложении к утвержденному порядку.

Порядок вступил в силу 1 октября 2009 г.

Гарантии и компенсации

Принята программа государственных гарантий оказания бесплатной медпомощи гражданам РФ

Правительство Российской Федерации, Постановление от 2 октября 2009 г. N 811 "О Программе государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на 2010 год"

Программа принята в целях обеспечения конституционных прав граждан РФ на получение бесплатной медицинской помощи и определяет:

– виды и условия ее оказания;

– источники финансового обеспечения;

– нормативы объема медпомощи;

– нормативы финансовых затрат на единицу объема медпомощи, подушевые нормативы финансового обеспечения, порядок и структуру формирования тарифов на медпомощь;

– критерии доступности и качества.

Органы власти субъектов РФ должны разрабатывать и утверждать территориальные программы государственных гарантий оказания гражданам бесплатной медицинской помощи на 2010 г. (включая территориальные программы обязательного медицинского страхования) в соответствии с названной Программой.

В рамках территориальных программ осуществляется финансовое обеспечение медицинской помощи гражданам при постановке их на воинский учет, призыве или поступлении на военную службу по контракту, поступлении в военные образовательные учреждения профессионального образования и призыве на военные сборы (за исключением медицинского освидетельствования в целях определения годности граждан к военной службе).

Органы власти субъектов РФ вправе определять дополнительные условия и объемы оказания медпомощи, включать в территориальную программу обязательного медицинского страхования виды и объемы медпомощи, финансирование которых осуществляется за счет бюджетных ассигнований субъектов РФ и муниципальных образований.

Государственный и муниципальный заказ

Разъяснены отдельные положения законодательства о размещении госзаказов

Федеральное казначейство, письмо от 13 июля 2009 г. N 42-7.4-05/9.1-413

Федеральное казначейство разъяснило применение на практике некоторых норм Федерального закона от 21 июля 2005 г. N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ и оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее – Закон N 94-ФЗ).

Так, разъяснено, что если при размещения заказа путем запроса котировок у субъектов малого предпринимательства заявки на участие не поступили, необходимо в обязательном порядке оформить протокол о результатах рассмотрения и оценки котировочных заявок, включая информацию об отсутствии поданных котировочных заявок. В день подписания протокола его необходимо разместить на официальном сайте.

Сообщено, что по итогам размещения заказов у единственного поставщика в случаях, предусмотренных подпунктами 1, 2, 3–13, 15–31 пункта 2 статьи 55 Закона N 94-ФЗ, заключается государственный контракт. С гарантирующим поставщиком электрической энергии заключается договор энергоснабжения или купли-продажи электрической энергии. В случае, предусмотренном подпунктом 14 пункта 2 статьи 55 Закона N 94-ФЗ (размещение заказа на сумму, не превышающую установленного Банком России предельного размера расчетов наличными деньгами между юридическими лицами), могут быть заключены на усмотрение заказчика государственные контракты либо иные гражданско-правовые договоры.

По мнению Федерального казначейства, перед размещением на сайте отделения Федерального казначейства конкурсной документации, документации об аукционе и извещения о проведения запроса котировок проекты указанной документации с приложением проектов госконтрактов необходимо направлять в Центр правового сопровождения для предварительного согласования. При этом проекты уже должны быть согласованы с другими отделами (специалистами) прикрепленного ОФК. В дальнейшем Центр должен визировать проект данного контракта в двухдневный срок с момента поступления.

Возможна ситуация, когда по истечении срока подачи котировочных заявок субъектами малого предпринимательства не подана ни одна заявка, соответствующая требованиям, которые установлены в извещении о проведении запроса котировок. В этом случае повторное размещение заказа путем запроса котировок, участниками которого являются субъекты малого предпринимательства, не проводится. Объем товаров, работ, услуг, на поставку, выполнение, оказание которых проводился запрос котировок, учитывается в общем годовом объеме поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг для государственных (муниципальных) нужд.

Рассмотрены вопросы предоставления преференций при заключении государственных (муниципальных) контрактов

Министерство экономического развития Российской Федерации, Федеральная антимонопольная служба, письмо от 18 августа 2009 г. N 13498-АП/Д05, от 17 августа 2009 г. N АЦ/27508 "О разъяснении вопросов, связанных с применением Приказа Минэкономразвития России от 5 декабря 2008 г. N 427 (в редакции от 8 апреля 2009 г. N 123) "Об условиях допуска товаров, происходящих из иностранных государств, для целей размещения заказов на поставки товаров для государственных или муниципальных нужд"

Разъяснены некоторые вопросы по применению положений приказа Минэкономразвития России от 5 декабря 2008 г. N 427 "Об условиях допуска товаров, происходящих из иностранных государств, для целей размещения заказов на поставки товаров для государственных или муниципальных нужд" (далее – Приказ N 427) в связи с внесением в него изменений приказом Минэкономразвития России от 8 апреля 2009 г. N 123 (далее – Приказ N 123).

Приказ N 123 был подписан в целях реализации Плана совместных действий Правительств Республики Беларусь и Российской Федерации по минимизации последствий финансового кризиса, улучшению параметров платежного баланса, совершенствованию условий ведения предпринимательской деятельности и взаимной торговли.

В письме рассмотрены следующие вопросы:

– случаи предоставления преференции участникам размещения заказов, заявки которых содержат предложения о поставке товаров белорусского происхождения.

Приказом N 123 установлен равный доступ к госзакупкам для товаров российского и белорусского происхождения по перечню, установленному абзацем 2 пункта 1.1 Приказа N 427. Перечислены случаи предоставления преференций участникам размещения заказов, заявки которых содержат предложения о поставке товаров белорусского происхождения, а также случаи, когда преференции не предоставляются;

– порядок оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе участников размещения заказа, заявки которых содержат предложения о поставке товаров, указанных в пункте 1 Приказа N 427 (в связи с тем, что Приказ N 123 изменил порядок расчета размера преференций при размещении заказов путем проведения конкурса).

Раньше 15%-ный коэффициент к цене контракта, предложенной в заявках, рассчитывался от начальной (максимальной) цены контракта. Теперь оценка и сопоставление заявок на участие в конкурсе, которые содержат предложения о поставке названных товаров, по критерию "цена контракта" производятся с применением 15%-ного повышающего коэффициента к цене контракта, предложенной в указанных заявках. Контракт с победителем конкурса заключается по цене, указанной в его заявке. Если несколько участников конкурса представили одинаковые условия исполнения контракта, то он заключается с участником конкурса, имеющим право на предоставление преференции;

– порядок предоставления преференций при проведении аукционов.

Раньше контракт с победителем аукциона заключался по цене, предложенной участником аукциона, сниженной на 15% от начальной (максимальной) цены контракта. Теперь если победителем аукциона признан участник, заявка которого содержит предложение о поставке товара, указанного в пункте 1 Приказа N 427, происходящего из иностранного государства, то контракт заключается по цене, предложенной участником аукциона, сниженной на 15% от предложенной цены государственного (муниципального) контракта;

– документы, подтверждающие страну происхождения товара, которые поставщик, с которым заключен государственный или муниципальный контракт, представляет при его исполнении.

Так, Приказ N 427 дополнен пунктом, согласно которому в контракте рекомендуется указывать страну происхождения поставляемого товара на основании сведений, содержащихся в заявке участника конкурса или аукциона, с которым заключается государственный или муниципальный контракт, и данные документа, подтверждающего страну происхождения товара, при наличии такого документа. Однако требовать от поставщика обязательно представить документ, подтверждающий страну происхождения, заказчик не вправе.

Гранты

Гранты иностранных организаций, не входящих в перечень международных грантодателей, облагаются налогом на прибыль

Федеральная налоговая служба, письмо от 1 октября 2009 г. N ШС-19-3/155

Специалисты ФНС России разъяснили порядок налогообложения грантов (безвозмездной помощи), полученных от иностранных и международных организаций.

Согласно нормам налогового законодательства средства целевого финансирования не учитываются в составе доходов при расчете налога на прибыль при условии ведения раздельного учета доходов (расходов), полученных (произведенных) в качестве такого финансирования. В частности, средствами целевого финансирования являются гранты, полученные от российских физических лиц и некоммерческих организаций и использованные по назначению.

Кроме того, грантами признаются денежные средства и имущество, полученное безвозмездно и безвозвратно на осуществление конкретных программ от иностранных и международных организаций, внесенных в перечень международных организаций, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 28 июня 2008 г. N 485.

Поэтому гранты, полученные от организаций, внесенных в указанный Перечень, налогом на прибыль не облагаются. Однако средства, полученные в виде грантов от иных иностранных организаций необходимо учитывать при налогообложении доходов.

Документооборот

Определено, в каких случаях в системе документооборота Федерального казначейства нужны бумажные копии электронных документов

Министерство финансов Российской Федерации, письмо от 25 сентября 2009 г. N 02-06-00/4581 "О приоритетном использовании электронных документов в системе электронного документооборота Федерального казначейства"

В письме Минфин России обращает внимание на необходимость расширить использование электронных документов при исполнении бюджетов бюджетной системы РФ.

Указано, что бумажные копии документов, формируемых, получаемых и передаваемых в электронном виде с использованием системы электронного документооборота Федерального казначейства и подписанных электронной цифровой подписью, изготавливает организация, сформировавшая электронный документ. Такие копии делаются лишь в следующих случаях:

– на основании требований органов, осуществляющих контроль в соответствии с законодательством РФ, суда и прокуратуры;

– на основании письменного запроса участника бюджетного процесса, от имени которого либо в адрес которого был составлен запрашиваемый документ, – если электронный документ является первичным или сводным учетным документом.

Порядок изготовления бумажной копии электронного документа и хранения электронных документов устанавливает руководитель организации, которая обеспечивает формирование первичных или сводных учетных документов.

Минфин России предлагает распечатанную на бумажном носителе копию электронного документа заверить не менее чем одной подписью ответственного сотрудника и печатью организации, которая изготовила эту копию, с проставлением отметки "Копия электронного документа".

Исполнение бюджета=

Остаток субвенций, не использованных в текущем году, можно использовать в следующем на те же цели

Правительство Российской Федерации, Постановление от 3 октября 2009 г. N 798 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам, связанным с предоставлением из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение"

Внесены изменения в акты Правительства РФ по вопросам предоставления субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение.

Зафиксировано, что при наличии потребности в остатке субвенций, не использованном в текущем финансовом году, субъекты РФ могут использовать этот остаток в очередном финансовом году на те же цели в порядке, установленном бюджетным законодательством РФ для осуществления расходов бюджета субъекта РФ, источником финансового обеспечения которых являются субвенции. При отсутствии такой потребности неиспользованный остаток субвенций, не перечисленный в доход федерального бюджета, подлежит взысканию в доход федерального бюджета в порядке, установленном Минфином России.

Постановление вступило в силу 20 октября 2009 г.

Командировки

Утверждены формы учета командированных работников

Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации, приказ от 11 сентября 2009 г. N 739н "Об утверждении порядка и форм учета работников, выбывающих в служебные командировки из командирующей организации и прибывших в организацию, в которую они командированы"

Минздравсоцразвития России утвердило формы:

– журнала учета работников, выбывающих в служебные командировки из командирующей организации. Журнал выбытия содержит сведения о фамилии, имени и отчестве командированного работника, дате и номере командировочного удостоверения, наименовании организации, в которую командируется работник, пункте назначения;

– журнала учета работников, прибывших в организацию, в которую они командированы. Журнал прибытия содержит сведения о фамилии, имени и отчестве работника, прибывшего в организацию, в которую он командирован, наименовании организации, выдавшей командировочное удостоверение, датах прибытия и выбытия.

Работодатель (уполномоченное им лицо) должен приказом (распоряжением) назначить ответственного за ведения журналов выбытия и прибытия и простановку отметок в командировочных удостоверениях. А также обеспечить хранение журналов в течение пяти лет со дня их оформления.

Лицензирование

Рособрнадзор рекомендует подавать документы для получения лицензии на осуществление образовательной деятельности заранее

Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки, письмо от 10 августа 2009 г. N 03-09/151

Рособрнадзор как орган, лицензирующий образовательную деятельность, рекомендует лицензиатам представлять документы, необходимые для получения лицензии на право ведения образовательной деятельности, не в минимальный законодательно установленный срок (60 дней до окончания срока действия ранее выданной лицензии), а в более ранние сроки с учетом времени на представление недостающих и (или) исправленных документов.

В соответствии с действующим законодательством Рособрнадзор обязан проверить полноту и правильность оформления документов, представленных для получения лицензии, в течение трех дней. Если соискатель представил правильно оформленные документы, то решение о выдаче или об отказе в выдаче лицензии должно быть принято в срок не более 60 дней с даты принятия документов к рассмотрению.

Однако если документы, представленные для получения лицензии, оформлены с нарушениями, то Рособрнадзор в течение пяти дней с даты их поступления должен вручить соискателю уведомление с перечнем документов, не соответствующих требованиям. На исправление ошибок соискателю выделено два месяца. В этом случае общий срок оформления лицензии увеличивается и может возникнуть ситуация, при которой срок действия ранее выданной лицензии истечет до получения лицензии на новый срок.

Медицина

Изменены плановые объемы высокотехнологичной медицинской помощи

Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации, приказ от 17 сентября 2009 г. N 757н "О внесении изменений в приложение N 4 к Приказу Минздравсоцразвития России от 29 декабря 2008 г. N 786н"

Скорректированы плановые объемы высокотехнологичной медпомощи дляч главных распорядителей средств федерального бюджета, имеющих в своем ведении федеральные медицинские учреждения, участвующие в выполнении госзадания на оказание в 2009 г. высокотехнологичной медпомощи гражданам РФ за счет ассигнований федерального бюджета.

Кроме того, скорректированы плановые объемы по числу пролеченных больных по профилям высокотехнологичной медпомощи, установленные для федеральных медицинских учреждений, участвующих в выполнении госзадания на оказание в 2009 г. высокотехнологичной медпомощи гражданам РФ.

Наличные расчеты

При возврате товара, ранее приобретенного за безналичный расчет, наличные не выплачиваются

Центральный Банк Российской Федерации, официальное разъяснение от 28 сентября 2009 г. N 34-ОР "О применении отдельных положений Указания Банка России от 20 июня 2007 года N 1843-У "О предельном размере расчетов наличными деньгами и расходовании наличных денег, поступивших в кассу юридического лица или кассу индивидуального предпринимателя"

Банк России разъяснил особенности расходования наличных денежных средств, поступивших в кассу хозяйствующего субъекта.

Согласно пункту 1 указания Банка России от 20 июня 2007 г. N 1843-У, наличные расчеты, связанные с осуществлением предпринимательской деятельности, в рамках одного договора, заключенного между хозяйствующими субъектами, не могут превышать 100 000 руб. Это ограничение распространяется на обязательства, предусмотренные договором и (или) вытекающие из него и исполняемые как в период действия договора, так и после окончания срока его действия.

Наличные средства, поступившие в кассу за проданные товары (работы, услуги), организации могут расходовать на оплату товаров (работ, услуг), выплату страховых возмещений по договорам страхования физических лиц, а также на возврат наличных денег за неисполненные обязательства, ранее оплаченные за наличный расчет. Однако выплатить покупателю наличные средства из кассы за возвращенный товар, ранее оплаченный в безналичном порядке, продавец не вправе.

Налогообложение

Налоговый орган не вправе зачесть суммы излишне уплаченного налога в счет погашения задолженности по нему с истекшим сроком взыскания

Министерство финансов Российской Федерации, письмо от 14 июля 2009 г. N 03-02-07/1-357

Специалисты Минфина России разъяснили порядок зачета налоговым органом сумм излишне уплаченных налогов в счет погашения задолженности, срок принудительного взыскания по которой истек.

Налоговый орган вправе самостоятельно производить зачет суммы излишне уплаченного налога в счет погашения задолженности, подлежащей взысканию. Вернуть излишне уплаченные налоги налоговые органы могут только после погашения имеющейся задолженности.

Однако налоговым законодательством не предусмотрено списание сумм задолженности, по которой истек срок принудительного взыскания. При этом Конституционный суд РФ и Высший арбитражный суд РФ считают, что налоговые органы не вправе самостоятельно принимать решения о зачете излишне уплаченного налога в счет погашения задолженности, по которой срок принудительного взыскания истек.

В этом случае сумма излишне уплаченного налога должна быть возвращена налогоплательщику по его письменному заявлению при отсутствии у него задолженности по иным налогам соответствующего вида или по соответствующим пеням, а также штрафам, подлежащим взысканию.

Суммы возмещения расходов физлиц, сопровождающих детей к месту проведения спортивных мероприятий, облагаются НДФЛ

Министерство финансов Российской Федерации, письмо от 22 сентября 2009 г. N 03-04-06-01/245

Разъяснен порядок обложения налогом на доходы физических лиц сумм возмещения расходов на проезд, проживание и питание физическим лицам, не состоящим в штате организации, с которыми заключены договоры-поручения по сопровождению детей к месту проведения спортивных и молодежных мероприятий или в оздоровительные лагеря.

В соответствии с пунктом 1 статьи 210 Налогового кодекса РФ при определении налоговой базы по НДФЛ учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной формах, а также доходы в виде материальной выгоды. К доходам, полученным в натуральной форме, относятся, в частности, оплата за него организациями товаров (работ, услуг) или имущественных прав, в том числе коммунальных услуг, питания, отдыха, обучения в его интересах.

Указанные договоры-поручения являются гражданско-правовыми и связаны с выполнением физическими лицами работ (оказанием услуг). Оплата расходов по проживанию, питанию и проезду по договору осуществляется в их интересах. Поэтому суммы оплаты признаются доходами физических лиц, полученными в натуральной форме, и облагаются НДФЛ.

Вернуть излишне уплаченную сумму НДФЛ можно только на основании декларации, поданной в налоговый орган по месту учета

Федеральная налоговая служба, письмо от 19 августа 2009 г. N 3-5-01/1289 "О порядке возврата налога на доходы физических лиц"

ФНС России разъяснила порядок возврата излишне уплаченных сумм налога на доходы физических лиц.

Согласно положениям Налогового кодекса РФ налогоплательщик имеет право на возврат (зачет) излишне взысканных сумм НДФЛ, исчисленных и уплаченных налоговым агентом.

По мнению ФНС России, возврат может быть произведен налоговым агентом по представлении налогоплательщиком соответствующего заявления за счет сумм налогов, подлежащих перечислению, удержанных с других работников организации. Если при этом был произведен перерасчет НДФЛ за предыдущие годы, то следует представить новую справку по ф. N 2-НДФЛ. Обоснованность такого возврата выявляется налоговыми органами в ходе проведения плановой выездной налоговой проверки.

Специалисты Минфина России в своих письмах от 14 января 2009 г. N 03-04-05-01/5 и от 28 января 2009 г. N 03-04-06-01/8 разъяснили, что налогоплательщик может вернуть излишне удержанную сумму налога на основании статьи 78 НК РФ, подав заявление налоговому агенту, который, в свою очередь, обратится с заявлением о возврате НДФЛ в налоговый орган.

Но способ, предложенный Минфином России, по мнению ФНС России, можно применять только для возврата тех налогов, по которым налоговый агент представляет декларации. Кроме того, право налогоплательщика на возврат излишне удержанного налога не должно зависеть от взаимоотношений налогового агента и налогового органа.

Поэтому налогоплательщик не может воспользоваться своим правом возврата излишне удержанной суммы НДФЛ на основании статьи 78 НК РФ. Вернуть излишне уплаченную сумму налога он может только на основании декларации по НДФЛ, представленной им в налоговый орган.

Операции по передаче имущества в казну РФ не облагаются налогом на прибыль и НДС

Федеральная налоговая служба, письмо от 7 сентября 2009 г. N ММ-20-3/1313 "О порядке учета в целях налогообложения операций по передаче имущества в казну Российской Федерации"

Разъяснены особенности налогообложения операций по безвозмездной передаче – дарению имущества в казну РФ.

Безвозмездная передача имущества в пределах гражданских отношений рассматривается как дарение. При этом договор дарения недвижимого имущества подлежит госрегистрации (пункт 3 статьи 574 Гражданского кодекса РФ).

Налог на прибыль

При дарении (безвозмездной передаче) казне государства имущества, принадлежащего организации на праве собственности, она не получает экономической выгоды. Поэтому в соответствии со статьей 41 Налогового кодекса РФ у нее не возникает дохода, учитываемого при налогообложении прибыли. Расходы в виде стоимости безвозмездно переданного имущества (суммы недоначисленной амортизации), а также расходы, возникшие в связи с передачей имущества, при формировании налоговой базы по налогу на прибыль также не учитываются (пункт 16 статьи 270 НК РФ).

Налог на добавленную стоимость

В соответствии с подпунктом 5 пункта 2 статьи 146 НК РФ передача на безвозмездной основе объектов основных средств органам государственной власти и бюджетным учреждениям не признается объектом обложения НДС. Также не облагаются НДС операции по передаче федерального имущества в оперативное управление Федеральному государственному учреждению "Дирекция по строительству и эксплуатации объектов Росграницы".

Последний авансовый платеж по ЕСН и страховым взносам на ОПС необходимо уплатить не позднее 15 января 2010 г.

Федеральная налоговая служба, письмо от 16 сентября 2009 г. N ШС-22-3/717@ "О формах отчетности по ЕСН и страховым взносам за 2009 год и изменении законодательства с 01.01.2010"

В связи с тем, что с 1 января 2010 г. глава 24 Налогового кодекса РФ "Единый социальный налог" признается утратившей силу, ФНС России сообщает, что последний авансовый платеж по ЕСН и страховым взносам на обязательное пенсионное страхование должен быть уплачен не позднее 15 января 2010 г. Отчитаться по ЕСН и страховым взносам на ОПС налогоплательщики должны не позднее 30 марта 2010 г., подав в налоговый орган декларации по данным платежам за 2009 г.

С 1 января 2010 г. вводятся страховые взносы, которые будут уплачиваться в государственные внебюджетные фонды. Контролировать правильность исчисления и уплаты взносов, уплачиваемых в ПФР и в фонды обязательного медицинского страхования, будет ПФР и его территориальные органы. На ФСС РФ и его территориальные органы возложен контроль за исчислением и уплатой взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.

Письменные ответы на вопросы, касающиеся применения законодательства о страховых взносах можно будет получить в Минздравсоцразвития России.

Стандартный налоговый вычет на детей в двойном размере предоставляется только единственному родителю

Федеральная налоговая служба, письмо от 17 сентября 2009 г. N ШС-22-3/721 "О предоставлении стандартного налогового вычета"

Специалисты ФНС России разъяснили порядок предоставления стандартного налогового вычета на детей.

С 1 января 2009 г. вступили в силу изменения налогового законодательства, согласно которым размер стандартного налогового вычета на каждого ребенка увеличился до 1 000 руб. за каждый месяц налогового периода. При этом изменился порядок предоставления стандартного налогового вычета на детей в двойном размере. Такой вычет предоставляется единственному родителю, приемному родителю, опекуну или попечителю ребенка.

Понятие "единственный родитель" означает, что второй родитель у ребенка отсутствует по причине смерти, признания безвестно отсутствующим, объявления умершим. Кроме того, право на получение вычета в двойном размере имеет мать, если ребенок рожден вне брака и отцовство не установлено. Этот факт подтверждается свидетельством о рождении, в котором отсутствует запись об отце или запись сделана по заявлению матери. Такая запись в свою очередь, должна быть подтверждена справкой о рождении, выдаваемой органами ЗАГС.

Если единственный родитель вступает в брак, то со следующего месяца вычет на каждого ребенка ему предоставляется в одинарном размере.

Образование

Аспирантуры и докторантуры считаются действующими до конца срока действия свидетельств о госаккредитации и лицензий

Федеральное агентство по образованию, письмо от 22 сентября 2009 г. N 20-1397

Приказом Минобрнауки России от 9 октября 2008 г. N 286 был утвержден административный регламент Рособразования по предоставлению государственной услуги "Открытие в установленном порядке аспирантур и докторантур в образовательных учреждениях высшего и дополнительного профессионального образования и научных организациях". В связи с этим Рособразование сообщило, что аспирантуры и докторантуры, открытые до введения в действие названного административного регламента, считаются действующими до конца срока действия имеющихся свидетельств о государственной аккредитации и соответствующих лицензий на право ведения образовательной деятельности.

Оплата труда

Уточнен порядок оценки деятельности учреждений, находящихся в ведении Минздравсоцразвития России

Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации, приказ от 3 августа 2009 г. N 568н "О внесении изменений в Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 28 ноября 2008 г. N 681н "Об утверждении целевых показателей федеральных государственных учреждений, находящихся в ведении Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации, и критериев оценки эффективности работы их руководителей, условий премирования руководителей федеральных государственных учреждений, находящихся в ведении Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации"

Уточнен порядок оценки эффективности деятельности НИИ и учреждений высшего и дополнительного профобразования, имеющих в своей структуре клиническую базу.

Так, определено, что оценка основного вида деятельности указанных учреждений проводится также департаментом, ответственным за организацию клинической деятельности, или Департаментом высокотехнологичной медицинской помощи по критериям, установленным для клиник терапевтического профиля, и клиник, имеющих в своем составе отделения терапевтического и хирургического профиля.

Уточнен также порядок оценки выполнения целевых показателей федеральными государственными учреждениями, находящимися в ведении Минздравсоцразвития России, размеры и порядок премирования их руководителей.

Оценка проводится по каждому виду деятельности, осуществляемому учреждениями, департаментами Минздравсоцразвития России, курирующими соответствующие направления. Итоговое количество баллов рассчитывается как среднее арифметическое от суммы баллов, выставленных каждым ответственным департаментом по соответствующему виду деятельности.

Оценка по выполнению госзадания осуществляется ответственными департаментами совместно с Департаментом высокотехнологичной медицинской помощи. Итоговое количество баллов рассчитывается как среднее арифметическое от суммы баллов, выставленных каждым ответственным департаментом по соответствующему виду деятельности. При этом оценка Департамента высокотехнологичной медицинской помощи учитывается в составе суммы баллов, выставляемых за оказание медицинской помощи, оказание медицинской помощи детям.

Выплаты премиального фонда осуществляются за каждый квартал (ранее – за I квартал, первое полугодие и отчетный финансовый год). Скорректирована зависимость размера премиального фонда от количества полученных баллов.

Приказ вступил в силу 6 ноября 2009 г.

Отчетность

Уточненную декларацию по ЕСН по филиалу, у которого закрыт р/с, подают в налоговый орган по месту нахождения головной организации

Министерство финансов Российской Федерации, письмо от 23 сентября 2009 г. N 03-04-06-02/73

Разъяснен порядок представления уточненных расчетов и деклараций по единому социальному налогу и страховым взносам на обязательное пенсионное страхование при централизованной уплате ЕСН и взносов на ОПС за филиалы, у которых закрыты расчетные счета.

Налоговым кодексом РФ предусмотрено, что обособленные подразделения, имеющие отдельный баланс, расчетный счет и начисляющие выплаты в пользу физических лиц обязаны уплачивать ЕСН и представлять расчеты и декларации по данному налогу по месту своего нахождения (пункт 8 статьи 243 НК РФ). Если подразделение не отвечает хотя бы одному из названных условий, то уплачивать ЕСН и предоставлять отчетность должна головная организация.

Что касается взносов на ОПС, то организации, в состав которых входят обособленные подразделения, уплачивают взносы на ОПС по месту своего нахождения и по месту нахождения обособленных подразделений, через которые они выплачивают вознаграждения физическим лицам.

Поэтому если необходимо внести изменения в налоговую отчетность по ЕСН и взносам на ОПС по обособленным подразделениям, у которых закрыты расчетные счета, то подавать уточненные декларации (расчеты) нужно в налоговые органы по месту нахождения головной организации.

Пособия

С 1 января 2010 г. при определении страхового стажа для расчета пособий по болезни учитывают периоды прохождения военной службы

Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации, приказ от 11 сентября 2009 г. N 740н "О внесении изменений в приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 6 февраля 2007 года N 91 "Об утверждении Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для определения размеров пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам"

С 1 января 2010 г. при определении страхового стажа для расчета пособий по временной нетрудоспособности и в связи с материнством следует включать периоды замещения государственных должностей и периоды прохождения военной службы.

Платежами на социальное страхование с 1 января 2010 г. считаются страховые взносы на обязательное соцстрахование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, уплачиваемые в ФСС РФ в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2009 г. N 212-ФЗ "О страховых взносах…". А в течение 2010 г. также налоги, зачисляемые в ФСС РФ налогоплательщиками, применяющими специальные режимы налогообложения.

Напомним, что основным документом, подтверждающим страховой стаж, является трудовая книжка.

Периоды прохождения военной службы и иной службы, предусмотренной Законом РФ от 12 февраля 1993 г. N 4468-1, подтверждаются военными билетами, справками военных комиссариатов, воинских подразделений, архивных учреждений, записями в трудовой книжке, внесенными на основании документов, и другими документами, содержащими сведения о периоде прохождения службы.

Трудовые отношения

Утвержден новый порядок исчисления нормы рабочего времени на определенные календарные периоды времени

Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации, приказ от 13 августа 2009 г. N 588н "Об утверждении Порядка исчисления нормы рабочего времени на определенные календарные периоды времени (месяц, квартал, год) в зависимости от установленной продолжительности рабочего времени в неделю"

Согласно утвержденному Порядку норма рабочего времени конкретного месяца рассчитывается следующим образом: продолжительность рабочей недели (40, 39, 36, 30, 24 и т.д. часов) делится на 5, умножается на количество рабочих дней по календарю пятидневной рабочей недели конкретного месяца. Далее из полученного количества часов необходимо вычесть то количество часов в этом месяце, на которое производилось сокращение рабочего времени накануне нерабочих праздничных дней. Аналогично исчисляется норма рабочего времени в целом за год.

Перенос выходных дней, совпадающих с нерабочими праздничными днями, производится только у тех работодателей, которые не осуществляют трудовую деятельность в праздничные дни. При этом такой порядок в равной степени относится к режимам работы как с фиксированными по дням недели выходными днями, так и со скользящими днями отдыха.

Разъяснения Минтруда России, данные ранее по вопросу переноса дней отдыха, признаны утратившими силу.

При преобразовании представительства в филиал в трудовые книжки вносят запись об изменении наименования структурного подразделения

Федеральная служба по труду и занятости, письмо от 1 июля 2009 г. N 1893-6-1

Специалисты Роструда указали, что при преобразовании представительства организации в филиал следует применять не статью 75 Трудового кодекса РФ, определяющую правовые последствия при реорганизации организаций, а статью 74 ТК РФ, регламентирующую порядок изменения определенных сторонами условий трудового договора по причинам, связанным с изменением организационных или технологических условий труда. При этом в трудовых книжках работников необходимо отразить изменение наименования структурного подразделения.

Компенсация за неиспользованный отпуск выплачивается, даже если работник не отработал испытательный срок

Федеральная служба по труду и занятости, письмо от 2 июля 2009 г. N 1917-6-1

Специалисты Роструда указали, что при увольнении работнику должна быть выплачена компенсация за все неиспользованные отпуска. При этом основание увольнения и период работы в организации значения не имеют.

Если рабочий год отработан не полностью, то компенсация выплачивается за дни неиспользованного отпуска пропорционально отработанным месяцам. Излишки, составляющие менее половины месяца, исключаются из подсчета, а составляющие половину месяца и больше –округляются до полного месяца.

Принимая на работу иностранца, работодатель обязан уведомить об этом территориальный орган Роструда

Федеральная служба по труду и занятости, письмо от 3 июля 2009 г. N 1935-6-1

Роструд сообщил, что работодатель вправе привлекать к труду иностранных работников. При этом он должен иметь заключение органа государственной службы занятости населения, на основании которого ФМС России выдает разрешение на привлечение и использование иностранных работников.

После получения разрешения и заключения трудового договора и договора гражданско-правового характера с иностранным работником работодатель в месячный срок обязан направить сведения:

– о заключении такого договора – в территориальный орган Роструда;

– о привлечении иностранных работников к трудовой деятельности – в орган исполнительной власти субъекта РФ по вопросам занятости населения.

Если работник вышел на работу в выходной день на несколько часов, ему положен полныйдень отдыха

Федеральная служба по труду и занятости, письмо от 3 июля 2009 г. N 1936-6-1

Специалисты Роструда разъяснили, что трудовым законодательством не предусмотрена зависимость продолжительности отдыха от продолжительности работы в выходной или нерабочий праздничный день. Поэтому если работник вышел на работу в выходной или праздничный день, то по его желанию ему должен быть предоставлен полный день отдыха вне зависимости от количества отработанных в выходной день часов.

Госслужащие вправе выполнять иную оплачиваемую работу, предварительно уведомив представителя нанимателя

Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, письмо от 2 октября 2009 г. N 01/14603-9-32 "О порядке уведомлений об иной оплачиваемой работе"

Частью 2 статьи 14 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" (далее – Закон N 79-ФЗ) предусмотрено, что федеральный государственный гражданский служащий вправе выполнять иную оплачиваемую работу. К ней относится работа как на основании трудового договора (например, по совместительству на научно-педагогических должностях), так и по гражданско-правовому договору (например, авторскому). Работа по другой должности госслужбы иной оплачиваемой работой быть не может.

Госслужащий может выполнять иную оплачиваемую работу при соблюдении требований, предусмотренных Законом N 79-ФЗ, а именно:

– он обязан уведомить о своем желании выполнять иную работу представителя нанимателя;

– ее выполнение не должно приводить к ситуации, при которой личная заинтересованность госслужащего влияет или может повлиять на исполнение им должностных обязанностей;

– при ее выполнении госслужащий обязан соблюдать требования статей 17 и 18 Закона N 79-ФЗ, которые определяют запреты, связанные с госслужбой, и требования к служебному поведению.

Представитель нанимателя может усмотреть в иной работе госслужащего конфликт интересов. В этом случае служебный спор рассматривается на комиссии по соблюдению требований к служебному поведению гражданских служащих и урегулированию конфликтов интересов.


Анонс содержания журнала
"БиНО: Бюджетные учреждения" N 12/2009

Договоры гражданско-правового характера с физическими лицами
Изменения в порядке открытия и ведения лицевых счетов Федеральным казначейством
Исполнение судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов: актуальные вопросы
ВАС РФ о налоге на прибыль с арендных доходов
Новое в законодательстве
Кроссворд "Заключение договоров ГПХ"

Подписка на наши издания

Подписка на почте

Оформить подписку можно в любом почтовом отделении, воспользовавшись одним из подписных каталогов.
С подписными индексами на наши издания можно ознакомиться на сайте: http://bino.ru/subscription/standart

Подписка в Издательском доме

Удобный и быстрый способ подписки – в отделе подписки нашего Издательского дома. Подписавшись в любом месяце на текущий год, вы получите все номера начиная с 1-го.
С ценами на наши издания можно ознакомиться на сайте: http://bino.ru/subscription/redaction

Альтернативная подписка

Оформить подписку в регионах можно у наших представителей. Здесь так же, как и в Издательском доме, подписавшись в любом месяце на текущий год, вы получите все номера начиная с 1-го.
Каталог наших региональных представителей и их координаты смотрите на сайте: http://bino.ru/subscription/alter


Наши электронные рассылки:

Новое в законодательстве для бюджетных учреждений

Адрес:
http://content.mail.ru/pages/p_17306.html

Новое в законодательстве для некоммерческих организаций

Адрес:
http://content.mail.ru/pages/p_17188.html

Новое в законодательстве для силовых ведомств

Адрес:
http://content.mail.ru/pages/p_17412.html

Бюджетные учреждения:
финансово-хозяйственная
деятельность

Адрес:
http://content.mail.ru/pages/p_18258.html

Некоммерческие организации:
финансово-хозяйственная
деятельность

Адрес:
http://content.mail.ru/pages/p_18259.html

Силовые ведомства:
финансово-хозяйственная
деятельность

Адрес:
http://content.mail.ru/pages/p_18257.html

Автономные учреждения:финансово-хозяйственная деятельность

Адрес:
http://content.mail.ru/pages/p_66945.html



Хочешь красивых отношений?
Регистрируйся на Мамба.ру и заведи еще больше интересных знакомств!



Сообщить о нарушении данной рассылкой правил Сервиса
Отписаться : Нажмите и отправьте это письмо

FeedBurner FeedCount

Архив блога